Загидуллина Виктория
Развитие познавательных способностей у дошкольников средствами исследования материалов и веществ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей у ребенка – это активное наблюдение его окружения.
Взрослые должны стать дошкольникам помощниками в их неустанном исследовании окружающего мира, обезопасить их и сделать полезными. Необходимо встать на сторону ребенка и посмотреть на мир его широко открытыми глазами. Бесконечные запреты со стороны взрослых лишь сузят его кругозор.
Публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольников средствами исследования материалов и веществ» размещена в разделах
Самое естественное состояние дошкольника – общение с теми, кто рядом, изучение и копирование их поведения. В этом возрасте им интересно все: от порванной ими бумаги, разлетающейся по комнате, до наблюдения за движением рыбок в аквариуме; от беседы с кошками и собаками до разбора игрушек для изучения их «внутренности». Через эти несерьезные занятия происходит развитие любознательности малыша. Ребенок не может быть просто послушным «глотателем» готовых пассивных знаний, он все время должен пребывать в положении исследователя.
Ребенку дошкольного возраста необходимо развитие познавательных способностей :
• Базовое умение исследования – видеть проблемы (чувствительность к проблемам) .
• Связанное с умением видеть проблемы, умение задавать вопросы. Если не отбить у ребенка интерес любопытного задавания вопросов, он имеет шанс вырасти любознательным и образованным. Необходимо помочь ему через вопросы познавать мир.
• Выдвигать предположения, гипотезы. Чтобы развить гибкое, оригинальное мышление, нужно вырабатывать у них и провокационные, и логические вопросы.
• Умение давать понятиям (предметам, событиям, явлениям) определения развивает логическое мышление.
• Преобразовывать сведения в категории. Например, находить предметы, схожие по цвету, размеру, форме; объединять их в группы.
• Развивая способность наблюдать, развиваем способность мыслить, а не только видеть, слышать и осязать (найти определенные предметы вокруг и описать их) .
• Развитие познавательных способностей у дошкольников происходит быстрее, если учить их экспериментированию, то есть поиску истины самостоятельно (различные эксперименты с водой, отражением и т. д.) .
• Умение делать выводы и умозаключения развивается с помощью определенных упражнений, например: сделать вывод из проведенного эксперимента или проверить правильность какого-то утверждения.
• Структурирование – умение излагать результаты исследований в форме рассказа, письма в картинках.
• Соединение вышеперечисленных умений – доказательство и защита своей идеи. Для этого нужно уметь давать понятиям определения, демонстрировать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на них.
Используя материал для развития умственных способностей дошколенка, необходимо учитывать его опыт и уровень развития, чтобы задания были по его силам. Ни в коем случае нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования, иначе у него не проснется интерес к этой игре.
Очень важно при подборе развивающих игр помнить, что самым важным в развитии познавательных способностей дошкольников является наглядный пример взрослых. Это уникальная способность детей - учиться новому, подражая старшим. Касается это как положительному, так и негативному примеру. Поэтому взрослым нужно быть внимательными к своему поведению.
Исследование познавательных способностей дошкольника проводится путем диагностики. Диагностика – выявление уровня умственных способностей на основе тестовых результатов. Эти результаты помогают увидеть, соответствует ли психическое развитие ребенка условно принятому уровню. По данным результатам психологического исследования воспитатели и родители могут понять, какая индивидуальная работа должна проводиться с ребенком.
Развитие познавательного интереса и способностей дошкольников влияет на успех их развития в целом, а в частности - на способность обучения в школе.
Дошкольники в развитии когнитивных способностей переживают последовательные этапы:
• Взаимодействие ребенка с окружающими предметами
• Интерес к их признакам и свойствам, их сравнивание между собой
• Установление взаимосвязи между предметами
• Формирование положительного отношения к окружающему их миру
• Способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.
Малыши не могут запоминать мгновенно. Для закрепления любого нового навыка нужно определенное количество повторений этого действия. Они могут слушать одну сказку или играть в одну игру несколько раз. Это развивает их и с каждым разом дает большее чувство уверенности в новом действии. Но детям более старшего возраста, наоборот, в играх нужны новые элементы.
Во время развития познавательных способностей дошкольника не надо забывать хвалить ребенка. Это хороший стимул для использования полученных знаний в повседневной жизни. Эффективность в развитии когнитивных способностей малышей будет достигнута в случае применения знаний на практике.