Михайлова Анна Сергеевна
Развитие познавательных способностей детей методом ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей детей методом ТРИЗ.
Познавательные способности это свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).
ТРИЗ- является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач является уникальным инструментом для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности. Творчеству можно и нужно обучать.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей методом ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.
Составляющие творчества:
-творческое воображение (фантазия, интуиция);
-творческое мышление (живость ума);
- практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).
Технология ТРИЗ - технология развития творчества. Она учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Самая главная цель- формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.
Девиз ТРИЗ – «творчество во всем». Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и примы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Рассмотрим некоторые из них:
Игра Черное-белое.
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: Книга. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Можно разбирать в качестве объектов: Гусеница, Волк, Цветок, Стульчик, Таблетка, Конфетка, Мама, Птичка, Укол, Драка, Наказание и т. д.
Игра Наоборот или перевертыши (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)
Игра Да-Нетки или Угадай, что я загадала!
Например: воспитатель загадывает слово Слон, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только да или нет, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: Шорты, Машина, Роза, Гриб, Береза, Вода, Радуга и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: Хорошо – плохо, Черное – белое, Адвокаты – Прокуроры и др.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Работа педагога, который работает по ТРИЗ технологии предполагает беседы с детьми на исторические темы: Путешествие в прошлое одежды, Посуда рассказывает о своем рождении, История карандаша и т. п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.
Игры: Логический поезд, Большое Лу – Лу.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи:
На общее развитие;
На проверку инерции мышления;
На использование приемов фантазирования.
Участвуя в «тренажерах ума», дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ. Комплекс упражнений «Тренажер ума» :
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5. , пользуясь числами и математическими знаками.
2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6,.
3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам)
4. Игра Скелет
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.
Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)
5. Трудное задание (после прогулки)
1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей?
2. Какие машины стояли, какие проехали мимо?
3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее.
4. Были ли на улице велосипедисты?
5. Были ли люди с детскими колясками?
Рассмотри рисунок и составь рассказ.
Тренажер 3.
1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву.
Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Текст телеграммы: Срочное сообщение: Сбежала собака Сушка, светло коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю
2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово.
Книга - лист - дерево - липа - чай
Тренажер 4.
Задания на проверку инерции мышления
Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.
4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему
нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?
5. Тренажер 5.
Системность и системный разбор.
1. Найди лишнее слово в каждой строчке
Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема – вода
2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.
2. Составь цепочку подсистем для системы настольная лампа
Тренажер 6.
Приемы фантазирования.
Прием Перспективы
1. Посмотри, что получится. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной, надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием увеличения или выдумляжа. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе выросла до пятого этажа. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?
3. Прием уменьшения. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения тренажеров ума проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления.
ТРИЗ технология позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. Работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.