Анна Хромова
Развитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Педагогический совет № 2
Развитие познавательной, творческой и общественной активности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников
2. План проведения педсовета
1. Экологическое воспитание дошкольников
2. Экологический блиц-турнир «Подумай и ответь»
3. Игра с мячом «Земля, вода, воздух»
Публикация «Развитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
4. Изготовление новогоднего украшения из бросового материала
5. Опыты по экологии
6. Кроссворд «Экологический калейдоскоп»
7. Подведение итогов
3. Экология и экологическое воспитание.
4. Что означает термин “Экология”?
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
5. Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии, ведь человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Появилось понятие «экологическое воспитание».
6. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых, это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Формы, методы и условия работы с детьми и родителями в этом направлении постоянно обновляются.
7. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления. Маленький человек интересуется всем, что его окружает, проявляет высокую общественную активность и стремление к творчеству. Важно не упустить этот момент, ведь процесс формирования экологических представлений у дошкольника может существенно повлиять на развитие личности ребенка в целом.
8. Задачи экологического воспитания :
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
- Развитие творческой, познавательной и общественной активности детей.
9. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения. Учитывает интерес и возрастные особенности. Использует все многообразие форм, методов и приемов в процессе работы.
10. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.
11. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
12. Совместная деятельность:
– наблюдения и труд в уголке природы;
– целевые прогулки на природе;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);
- рассматривание картин, иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассказы воспитателя о животных, растениях и т. д. ;
– работа с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
- экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,
– опыты, поисковая деятельность;
- игры (подвижные, дидактические, музыкальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран).
13. Роль игры в формировании экологических представлений
Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в играх заложены большие возможности для формирования экологических представлений у детей. Игры могут быть самые разнообразные: сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, дидактические. Для старших дошкольников подойдут интеллектуальные игры, например, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т. п.
14. Блиц-турнир
«Подумай и ответь»
(о снеге)
1) Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее) - 15
(о растениях)
1) Какое дерево называют символом России и почему? (Береза, Дерево это ассоциируется с русским пейзажем, по которому так скучают русские переселенцы, покинувшие нашу страну…) - 16
2) Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб) - 17
3) Для чего нужна трава? (корм животных, очищение воздуха, пряности и т. д.) - 18
(о птицах)
1) Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Сова, филин) - 19
2) Какие птицы прилетают к нам первые весной? (Грачи) - 20
3) Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем) - 21
(о насекомых)
1) Какую «корову доят» муравьи? (Тлю-коровку) - 22
2) Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу) — 23
3) Сколько ног у жука? (шесть) - 24
(о животных)
1) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось, раз в год зимой он теряет свои рога) - 25
2) Какое животное любит спать вниз головой? (летучая мышь) - 26
3) Детеныши какого животного питаются молоком другой матери? (зайчата) — 27
28. Игра с мячом «Земля, вода, воздух»
29. Экология и творчество
30. Одной из главных экологических проблем на сегодняшний день является утилизация мусора. Мусорные ведра в наших квартирах заполняются очень быстро. По статистическим данным на 1 человека в год приходится 1 тонна мусора. Весь этот мусор нуждается в утилизации, то есть в уничтожении или переработке. Есть несколько способов решения этой проблемы (сжигание, переработка, свалки, но мы предлагаем, возможно, не самый эффективный, но зато оригинальный и творческий.
31. Изготовление поделок из бросового материала - замечательное занятие, которое способствует развитию конструкторского мышления, эстетического вкуса, творческого воображения. Бросовый материал всегда доступен и не требует лишних затрат. А поделки, игрушки и даже украшения из ненужных материалов вполне могут конкурировать с покупными аналогами. Дети всегда относятся к подобным видам деятельности с большим интересом.
32. Елочные украшения из бросового материала.
33. Вам понадобятся:
-картон
-нитки для вязания
-пуговицы, бусинки, пайетки, любые другие элементы декора
-клей
-ножницы
-фигурный дырокол
34. Вот что может получиться.
35. Роль предметной среды в экологическом воспитании дошкольников
36. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности.
37. В условиях группы эколого– развивающую среду можно поделить на три зоны: зона природы (уголок природы, зона лаборатории и зона библиотеки.
38. Примерный перечень материала и оборудования эколого – развивающей среды :
Календарь природы.
Дневники наблюдений.
Экологическая библиотека о природе.
Развивающие и дидактические игры.
Паспорта растений и животных.
Карта родного края, глобус.
Огород на окне.
Поделки, рисунки детей и взрослых.
Альбомы типа: «Домашние животные», «Времена года».
Инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования.
Объекты для экспериментирования.
Растения, характерные для различных времён года.
Краеведческие материалы.
Сундучок с природным материалом.
Коллекции и гербарии.
Книги познавательного характера и т. д.
39. Также целесообразно завести небольшой уголок природы (огород или клумбу) на площадке для прогулок, где дети могли бы самостоятельно ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом. Для работы с детьми на участке надо иметь настоящий, а не игрушечный сельскохозяйственный инвентарь, который соответствует росту и силам детей разных возрастных групп.
40. Правильная организация эколого – развивающей среды позволяет педагогу использовать разнообразные формы и методы экологического образования детей, развивать разные виды экологически направленной деятельности: наблюдение, игра, труд в природе, поисковая деятельность, элементарные опыты.
41. Опыты по экологии
42. Радуга в стакане
43. Кроссворд «Экологический калейдоскоп»
44. Вопросы кроссворда
1. О верности этих птиц слагаются песни.
2. Охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
3. Невидимое живое существо.
4. Самый многочисленный класс животного мира.
5. Олений мох.
6. Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку?
7. Приспосабливание животных к перенесению зимнего времени года.
8. Комнатное растение, очищающее воздух.
9. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
10. Весь окружающий нас растительный мир называется именем древней богини цветов и юности. Как ее звали?
11. Сидячее морское животно, покрытое твердой оболочкой и прикрепленное к морскому дну.
12. Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
13. Самое быстрорастущее растение (за сутки вырастает на 1 метр).
45. Подведем итоги
Педагоги приклеивают к «полянке» цветок красного цвета, если совпало не менее половины ответов, синего – если меньше половины.
Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают познавательную активность дошкольников.
Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
Содержание уголка природы в группе меняется не реже одного раза в месяц.
Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
На вашем участке имеются кормушки.
Дети знают о пользе разных животных, птиц и насекомых и бережно относятся к ним.
В группе есть библиотечка книг о природе.
Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
46. Решение педсовета
1. Продолжать работу по формированию экологической культуры у детей, использовать все многообразие форм, методов и приемов в процессе работы.
2. Подготовить памятки для родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей в соответствии с тематическим планированием.
3. Пополнять и расширять эколого-развивающую среду в группах, уделить особое внимание уголкам природы и подбору литературы о природе.
4. Развивать творческую и познавательную активность детей посредством экологического воспитания.