Будылина Татьяна
Развитие познавательной и исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок»
«Развитие познавательной и исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования»
Публикация «Развитие познавательной и исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
из опыта работы воспитателя старшей группы №1 Будылиной Татьяны Алексеевны
2016г.
Актуальность
Коллекционирование -это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности;
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей.
Коллекционирование позволяет совместить интересы ребёнка и взрослого, преодолеть проблемы во взаимоотношении с детьми.
- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.
- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.
- Группа наша непростая, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
- Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.
Цель работы
Создание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию через коллекционирование.
Задачи работы
Познакомить детей с понятием коллекционирование;
Создать условия для последующего создания своих коллекций;
Способствовать развитию познавательного интереса, любознательности воспитанников;
Развивать компетентность родителей в вопросах создания и работы с коллекциями.
Этапы работы
1. Аналитический.
Формы работы:
Изучение методической литературы, опыта других педагогов;
Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников.
Анкетирование родителей;
80% опрошенных родителей отметили, что знают о коллекционировании и имеют дома свои коллекции.
100% прошенных отметили, что готовы принять активное участие в создании коллекций в детском саду.
Методика трех вопросов для детей
Что я знаю о коллекционировании?
Коллекции бывают разные (Вероника Г., Саша М.);
Их долго собирают (Тимофей С., Матвей Я.);
Ничего не знаю (Даня С., Сеня Ч.)
Как можно узнать?
Спросить у родителей (Артур Х.)
Поискать в интернете (Полина А.)
Прочитать в книге (Таня К.)
Спросить у Татьяны Алексеевны (Диана Д.)
Что я хочу узнать о коллекционировании?
Что это какое (Лера П., Сеня О.);
Зачем нужны коллекции (Матвей Р.);
Как их собирать (Василиса С.);
Можно ли с ними играть (Илья Б.)
2. Подготовительный.
Формы работы:
Беседа о коллекционировании;
Рассматривание коллекций «Камни»,
«Марки»;
Консультация для родителей;
Сбор коллекций.
3. Основной
Формы работы:
Коллекция «Пуговицы»
д/и «Опиши пуговицу»,«Продолжи ряд»,
«Составь узор»
Загадывание загадок, проблемные ситуации, «Путешествие в прошлое пуговицы»
Продуктивная деятельность «Создай свою пуговицу»
Коллекция «Крупы»
д/и «Ищем сокровища»
д/и «Составь узор», «Поможем Золушке»
д/и «Волшебный мешочек»
Изготовление музыкальных инструментов
Коллекция «Игрушки из киндер - сюрприза»
Рассматривание, беседа
Дидактические игры : «Опиши, я угадаю», «Определи на ощупь», «Что лишнее», «Классификация игрушек», «Кого не стало»
Использование в режиссёрских играх, макетирование
4. Результативный
Создана система работы
Сформировано представление о коллекциях, коллекционировании;
Дети проявляют интерес, используют игры с коллекциями в самостоятельной деятельности;
Придумывают новые игры с коллекциями;
Родители проявляют активное участие в сборе и оформлении коллекций
Транслируемость опыта
Открытое НОД по познавательному развитию
В рамках недели педагогического мастерства НОД по продуктивной деятельности «Мастерская по изготовлению музыкальных инструментов»
Перспектива
Продолжать работу по созданию новых коллекций «Магниты», «Фантики», «Печатки»;
Оформить опыт работы и представить его на аттестации.