Елена Геннадьевна Ядыкина
Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к изучению истории родного края.
Е. Г. Ядыкина,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении по познавательному развитию детей направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. [2, с. 39]
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности» размещена в разделах
Для того чтобы сформировать познавательную активность у старших дошкольников к изучению истории родного края, в образовательном процессе нами были применены ИКТ технологии, которые обеспечивают активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.
Дошкольники с большим интересом, увлеченно знакомятся с новым материалом, обогащают свой кругозор с помощью наглядных пособий, воспроизводимых на экранах: мультимедийного проектора, монитора, телевизора.
Для организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию познавательного интереса к изучению истории родного края нами был использован иллюстрированный материал интернет сайтов: https://www.specialist-detsada.ru, https://skyclipart.ru/, https:// wiki.rdf.ru. [1, с. 2]
С помощью электронной программы Prezi создали слайд–презентации исследовательского характера в игровой форме : «Мир животных родного края», «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Народы Сибири», «Традиции и обычаи сибирских народов», «Достопримечательности города», которые послужили средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых знаний, позволили выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, являлись большим стимулом познавательной активности детей.
С помощью компьютерных технологий, программы Power Point изготовили наглядно-дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал по разделу «Краеведение» – это «История в картинках», «Герои-земляки», «Времена года в городе, деревне», «Знаменитые люди нашего края», «Народные игры». Педагоги нашего дошкольного учреждения отметили большую педагогическую ценность данных пособий, так как на данный момент недостаточно дидактического наглядного материла в работе с детьми по изучению истории родного края.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, уже имеющими определенные знания об окружающем, была поставлена задача, сформировать у них познавательный интерес к изучению более полных и точных представлений о своем городе, о родном крае. Для реализации задач нами широко применяются в работе с детьми авторские интерактивные игры : «Четвертый лишний», «Найди недостающий фрагмент», «Край родной–геральдика», «Природа родного края», в которых дети не только познают мир родного края, но и воспитывают бережное отношение к природе, богатствам своей малой родины.
Также одним из методов работы стали сайт–экспедиции «По тропинкам истории родного края», мультимедийные экскурсии и встречи–гостиные, онлайн-общение с известными людьми города, позволяющие привлечь и сконцентрировать внимание детей, что позволяет повысить познавательный интерес и дать более реалистичное представление воспитанников об исследуемом объекте.
Использование данных методов позволяют научить старших дошкольников видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые и просторные, посажены деревья, кустарники, воздвигнуты новые памятники, как город растет, становится красивым и современным. Организуя мультимедийные экскурсии по родному городу, необходимо построить их так, чтобы дети не только смотрели на экран, но и отвечали на вопросы, могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к истории родного города, но и развивает любознательность, умение размышлять.
Виртуальные встречи–гостиные, онлайн-общение с известными людьми города позволили детям познакомиться с их автобиографией, творчеством, заслугами. Организация таких встреч вызывает огромный интерес у дошкольников, воспитывает чувство сопричастности к истории своего города. Старшие дошкольники лучше понимают смысл исторических событий и более эмоционально к ним относятся, если кто-либо из взрослых делится своими впечатлениями об этом событии или связанными с ними впечатлениями.
Родители воспитанников вели поисковую работу в подборе информации, иллюстраций, фотографий по истории родного края, что явилось неоценимым подспорьем для педагогов в создании электронных продуктов деятельности. Это – этно–библиотека по краеведению, книга памяти о ветеранах–земляках участников ВОВ, альбомы о природе родного края, народах Сибири, об истории становления родного города, картотеки народных и пальчиковых игр, стихотворений о городе.
На сайте детского сада https://www.kalinka-97.narod.ru. родители получают ответы на интересующие их вопросы, а так же могут познакомиться с имеющейся информацией о значимых событиях из жизни детского сада, просмотреть фото – репортажи, оставить свои комментарии.
Таким образом, средства ИКТ помогают улучшить, разнообразить и дополнить образовательную деятельность в ДОУ в процессе формирования познавательной активности дошкольников.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Системная, последовательная работа по этому направлению поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Сибири в разное историческое время. История родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Литература
1. Каминская Е. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] : статья / Е. А. Каминская, 2013. – 5 с. // НСПОРТАЛ: [сайт]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-u-doshkolnikov-poznavatelnogo-interesa-k-predmetnomu-miru-sredstvami.
2. Организационно-педагогические условия введения ФГОС дошкольного образования : учебное издание / О. Г. Красношлыкова [и др]. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 106 с.