Татьяна Кельина
Формирование экологических представлений о птицах, посредством совместной творческой деятельности «Птицы наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта: Формирование экологических представлений о птицах, посредством совместной творческой деятельности. «Птицы наши друзья».
Продолжительность проекта: краткосрочный - март.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы «Буратино»
Возраст детей: 4-5 лет.
Публикация «Формирование экологических представлений о птицах, посредством совместной творческой деятельности „Птицы наши друзья“» размещена в разделах
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность проекта:
В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Такой разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно - речевой деятельности.
Мы – взрослые должны научить детей заботиться о птицах - наших друзьях. Прикармливать их зимой, чтобы спасти от голода, больше узнавать о жизни, пользе и повадках птиц.
Самый большой пример для ребенка – это его родители, поэтому только в тесном сотрудничестве родителей детей и воспитателей мы сможем создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Формировать и расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни и повадках;
2. Уточнение и расширение словаря по теме.
3. Поддерживать интерес детей к природе.
Развивающие:
1. Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
2. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;
3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей, в процессе продуктивной, творческой деятельности;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе.
2. Воспитывать ответственное и бережное отношение к птицам.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать способность к готовности применения современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для результативного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Проводить работу с родителями, привлекая их к экологическому воспитанию детей в семье.
2. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.
Название итогового мероприятия проекта: Презентация выставки «Столовая для птиц»
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- повышение знаний у детей о зимующих и перелетных птицах;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изо деятельности, составлении собственных рассказов;
- употребление в речи активного словаря;
- развитие интереса к коллективной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности в использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Для родителей:
- повышение заинтересованности родителей экологическим воспитанием детей.
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Краткое содержание проекта.
Подготовительный этап проекта.
(Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продукта проекта.)
Действия педагогов Действия детей
Постановка проблемы. Знакомство с проблемой.
Определение конечного Понимание проблемы.
продукта (организация и Определение цели проекта
презентация выставки совместно с воспитателем.
«Столовая для птиц». Прогнозирование результатов
Привлечение к проекта (мы подготовим выставку
Сотрудничеству родителей работ и расскажем другим детям,
воспитанников. Мотивация предложим им выбрать, лучшие
детей и родителей для участия работы)
в проекте.
Изучение методической
литературы по проектной
деятельности.
Создание развивающей среды
для исследовательской и
творческой деятельности.
Подбор аудиозаписей, книг,
Иллюстраций на тему «Птицы»,
Дидактических игр.
Действия членов семьи
Знакомство с проблемой.
Принятие проблемы.
Дополнение проблемы новыми идеями.
Помощь в подборе литературы.
Практический этап проекта.
(Непосредственная деятельность по проекту.)
Воспитатель - Индивидуальные рекомендации по подготовке к
родители конкурсу-выставке поделок.
Ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей.
Воспитатель- Беседы:
дети «Почему птицы не мерзнут?»
«Как узнать птиц?»
«Тайны птичьего мира»
«Птицы разных стран»
«Перелетные и зимующие птицы»
правила «Как правильно кормить птиц»
«Какие бывают кормушки»
Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли). Классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путё м ведения слов: корм, перелётные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Проведение наблюдений:
«Наблюдение за синицей», «Наблюдение за вороной», Наблюдение за голубем», «Наблюдение за снегирём», «Наблюдение за воробьём»
Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Труд в природе: подкормка птиц
Игровая деятельность :
Подвижные игры:
«Ворона и гнездо»
Цель: упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
«Птичка и кошка»
Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактические игры: "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
"Чей это домик", "Кто чей? ".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
«Береги природу»
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;
«Кто улетел?»
Цель: развивать у детей внимание.
Речевые игры:
«Улетает — не улетает».
Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время
«Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
«Чего не хватает?»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
«Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
«Кто как голос падает?»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;
«Что лишнее»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
«Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь.
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?», «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу?», «Птицы нашего города».
Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения птиц, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичья столовая», «Птица с птенчиками».
Цель: формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний.
Пальчиковые игры:
«Перелетные птицы», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.
Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».
Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворений : А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка».
Цель: прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;
Книжная выставка «Пернатые друзья»
Цель: поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции; как положительных, так и отрицательных.
Чтение: А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»;Е. Авдеенко «Воробей»;А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»;Бианки «Синичкин календарь»;А. Кушнер «Птицы».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Птица в гнезде»
Цель: учить рисовать гнездо птицы способом кляксографии.
Лепка: «Грач»
Цель: Учить выполнять изображение грача в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.
Конструирование из бумаги «Снегири и синички»
Цель: продолжать учить детей складывать полосу бумаги гармошкой совмещая углы и стороны прямоугольника (крылья снегиря); развивать творческие способности, память, внимание; учить добиваться поставленной цели
Создание коллективных коллажей из природных материалов и бумаги: «Сова»
Цель: создать условия для экспериментирования с разными материалами; учить наносить клей на листья, прикладывать к фону намазанной стороной, вызывать интерес к сотворчеству при создании коллективных композиций.
Музыка:
Прослушивание пения птиц.
Цель: Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений.
Способствовать развитию певческих навыков.
Родители- Рассматривание иллюстраций в журналах и книгах.
дети Чтение и обсуждение детской литературы по теме.
Совместное изготовление кормушек, скворечников.
Помощь в сборе информации по теме проекта, книг
для выставки.
Дети (самост. Рассматривание энциклопедий и книг.
деятельность) Рисование, аппликация, лепка с использованием природного
материала.
Музыкально-игровое творчество.
Завершающий этап проекта.
(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышления над новым знанием или опытом.)
Воспиталель-дети Организация конкурса-выставки семейных
- родители поделок.
Награждение грамотами за активное участие,
дипломами и призами за лучшие работы.
Создание слайдового фильма для семейного
просмотра «Наша выставка»
Полученные результаты по проекту:
Воспитатель:
-Собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
-Созданы новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
Дети:
- Сформированы разносторонние знания о природе и бережное отношение к ней;
- Сформировано желание участвовать в творческой деятельности;
- Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на результат совместной деятельности;
- Дети овладели необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Родители:
- Установлен эмоциональный контакт с детьми;
- Повысилась активность участия в жизни группы.
Литература:
1. ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы.
2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.
3. «Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская
4. Воронкевич О. А. "Экология".
5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".
6. Лыкова И. А. "Изодеятельность в д/с".
7. Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".
8. «Наши птицы» В. Бианки
9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
10. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
11. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.