Лариса Байкина
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании»
1слайд:Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании
2слайл: Объект исследования:
процесс развития познавательной активности дошкольников.
Предмет исследования:педагогические условия развития познавательной активности дошкольников в играх –экспериментировании
Цель:разработать и апробировать педагогические условия развития познавательной активности дошкольников в играх –экспериментировании
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3слайд: Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Определить средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обобщить систему работы по развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
5. Проанализировать результаты педагогического опыта по развитию познавательной активности у детей старшей группы МБДОУ №1 в процессе экспериментирования.
4слайд: Понятие «познавательная активность» в трудах известных педагогов. Лисиной. М. И,Донилова. М. А,Т. Д. Сарториус,Щукиной. Г. И
5слайд: Структурные компоненты познавательной активности :волевой,эмоциональный,социальной ориентации,мотивационный,содержательно- процессуальный.
6слайд: Особенности познавательной активности :инициатива,познавательная ориентация,интерес,самостоятельность, оригинальность.
7слайд:Педагогические условия развития познавательной активности детей в игровом
процессе экспериментирования:Благоприятный микроклимат,поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдений. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
Уголки, зоны для экспериментирования.
Уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
Тестирование детей.
8слайд: Результаты диагностики до начала эксперимента
9лайд: Результаты диагностики в конце эксперимента
Доклад к презентации:
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В этой связи были сформулированы объект и предмет исследования и поставлена цель исследования
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Определить средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обобщить систему работы по развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
5. Проанализировать результаты педагогического опыта по развитию познавательной активности у детей старшей группы МБДОУ №1 в процессе экспериментирования
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска.
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М. А. Данилов, как состояние готовности к познавательной деятельности (М. И. Лисина, как свойство или качество личности (Г. И. Щукина).
Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М. И. Лисиной, Т. Д. Сарториус, и др. убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности
Также анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников : познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов.
Для этого должны быть созданы педагогические условия для развития познавательной активности.
Для того чтобы провести исследования на сколько развит познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Были проведены наблюдение.
Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (40%)
2 место – ИЗО деятельности (25%)
3 место – чтение книг (20%)
4 место - экспериментирование (16%)
Т. е. экспериментирование заняло последнее место,
Изучили познавательные интересы.
Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов"
10% детей – познавательная потребность выражена сильно.
75% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
15% детей – познавательная потребность выражена слабо.
Таким образом, видно, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности;
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
С целью развития детского экспериментирования в группе был создан уголок экспериментирования «Клуб почемучки» для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, который постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. При помощи родителей была собрана коллекция камней и минералов, приобретено оборудование и форма для экспериментов.
Вместе с детьми был посажен огород на окне, для долгосрочных наблюдений.
Были проведены различные опыты и наблюдения, познавательные беседы.
Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.)
Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
Таким образом, работа показала, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты диагностики
Результаты наблюдений за детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы в группе улучшилось.
Предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – экспериментирование (39%)
2 место – чтение книг (23%)
3 место – изо деятельности (22%)
4 место – игра (16%)
Т. е. экспериментирование заняло первое место.
3. Познавательная потребность у детей повысилась.
55% детей – познавательная потребность выражена сильно.
40% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
5% детей – познавательная потребность выражена слабо.
В процессе работы было выяснено, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков Проведённые исследования зафиксировали рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы исследования могут быть связаны с разработкой методических рекомендаций по организации игр-экспериментирования в группах разного дошкольного возраста.