Лучший педагог года

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности

Надежда Смирнова
Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Метод проектов в дошкольном учреждении.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка, т. е. формирование субъектной позиции ребенка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.

Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах

Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике.

Педагоги 20 –х. г. г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т. д.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Актуальность проектного метода

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Отечественные педагоги предлагают свои варианты типов проектной деятельности.

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа

Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая

группа

Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа

Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая

группа

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

В своей работе за основу я взяла методику работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности доктора психологических наук Николай Евгеньевич Веракса.

Я остановилась на исследовательской проектной деятельности.

Исследовательская проектная деятельность - предполагает проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»

Веракса предлагает следующие этапы работы над проектом :

1. подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Планирования.

Этот этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели :

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

3. Исполнительский

На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов. родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

4. Презентационный

(представление продуктов проектной деятельности)

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Проектную исследовательскую деятельность мы планировали в соответствии с комплексно – тематическим планом.

Первая наша тема по комплексно- тематическому плану была

«Мой город – мой дом». Мы беседовали об истории города, его достопримечательностях, промышленных предприятиях, названии улиц. Большее внимание мы решили уделить названию улиц, так как в ходе беседы выяснилось, что дети нашей группы в основном живут на улицах Октябрьский, Свердлова и Парковая. Затем я решила узнать, а почему улицы, на которых живут дети, так названы. Предположения детей были разными, но все-таки большинство детей затруднялись ответить на этот вопрос. Тогда мы решили поискать эту информацию в других источниках (мама, папа, брат, сестра и т. д.). У всех детей было огромное желание узнать ответ на этот вопрос, а вот мотивировать родителей на совместную работу с детьми было не так - то просто. Дети, чьи родители все же решились им помочь, начали искать информацию в библиотеках, музее, интернете. А затем родители помогали детям оформить проект, который дети защищали, рассказывая своим сверстникам, какую информацию им удалось найти.

В дальнейшем наша работа с детьми продолжалась в этом же плане, но на помощь детям стали отзываться уже другие родители.

Результаты:

1. В ходе проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

2. Дошкольники проявляют инициативу и активность для решения проблемы

3. Дети овладели навыками решать проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

4. Дошкольники приобрели необходимые навыки публичного изложения найденной информации.

5. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Вывод: По результатам проектной деятельности мы видим, что у детей дошкольного возраста формируется субъектная позиция.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности Актуальность темы: В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности (слайд №2)Своё выступление хочу начать со слов Климента Аркадьевича Тимирязева, русского естествоиспытателя, учёного, изучавшего природу:.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство» Концепция воспитателя «Развитие.

Развитие познавательной и исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования .

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Конспект по развитию познавательной активности и инициативности в процессе организации проектной деятельности с детьми Задачи: Формировать навыки складывания квадратиков, используя пооперационную карту, подбирая соответствующий цвет. Продолжать формировать.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 06:54
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД