Надежда Смирнова
Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в дошкольном учреждении.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка, т. е. формирование субъектной позиции ребенка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Из истории возникновения метода проектов в педагогике.
Педагоги 20 –х. г. г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т. д.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Актуальность проектного метода
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Отечественные педагоги предлагают свои варианты типов проектной деятельности.
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая
группа
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая
группа
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
В своей работе за основу я взяла методику работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности доктора психологических наук Николай Евгеньевич Веракса.
Я остановилась на исследовательской проектной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность - предполагает проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»
Веракса предлагает следующие этапы работы над проектом :
1. подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2. Планирования.
Этот этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
-в каких источниках найти информацию;
3. Исполнительский
На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов. родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
4. Презентационный
(представление продуктов проектной деятельности)
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Проектную исследовательскую деятельность мы планировали в соответствии с комплексно – тематическим планом.
Первая наша тема по комплексно- тематическому плану была
«Мой город – мой дом». Мы беседовали об истории города, его достопримечательностях, промышленных предприятиях, названии улиц. Большее внимание мы решили уделить названию улиц, так как в ходе беседы выяснилось, что дети нашей группы в основном живут на улицах Октябрьский, Свердлова и Парковая. Затем я решила узнать, а почему улицы, на которых живут дети, так названы. Предположения детей были разными, но все-таки большинство детей затруднялись ответить на этот вопрос. Тогда мы решили поискать эту информацию в других источниках (мама, папа, брат, сестра и т. д.). У всех детей было огромное желание узнать ответ на этот вопрос, а вот мотивировать родителей на совместную работу с детьми было не так - то просто. Дети, чьи родители все же решились им помочь, начали искать информацию в библиотеках, музее, интернете. А затем родители помогали детям оформить проект, который дети защищали, рассказывая своим сверстникам, какую информацию им удалось найти.
В дальнейшем наша работа с детьми продолжалась в этом же плане, но на помощь детям стали отзываться уже другие родители.
Результаты:
1. В ходе проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.
2. Дошкольники проявляют инициативу и активность для решения проблемы
3. Дети овладели навыками решать проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
4. Дошкольники приобрели необходимые навыки публичного изложения найденной информации.
5. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Вывод: По результатам проектной деятельности мы видим, что у детей дошкольного возраста формируется субъектная позиция.