ирина сунгурова
Развитие познавательной активности у детей 6–7 лет в процессе детского экспериментирования.
▼ Скачать
1 слайд
«Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»
2 слайд
Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Я, Сунгурова Ирина Андреевна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №194». В данном учреждении работаю с 2013 года, мой педагогический стаж 10 лет. Я окончила ШГПУ им. Д. А. Фурманова на факультете «Педагогика и методика начального образования» по специальности-учитель начальных классов. Стаж работы в должности воспитателя составляет 10 лет.
3 слайд
Публикация «Развитие познавательной активности у детей 6–7 лет в процессе детского экспериментирования,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема моего педагогического опыта «Развитие познавательной активности у детей 6-7 лет в процессе детского экспериментирования».
4-5 слайд
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
6-7 слайд
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в целевых ориентирах дошкольного образования выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Однако, практика показывает, что выпускники детского сада, имея полный объём знаний и умений по изучаемым разделам, зачастую не способны самостоятельно действовать, слабо развит познавательный интерес, и коммуникативные навыки. Одна из проблем сегодняшнего дня: «как сформировать у ребёнка эти качества».
8-12 слайд
Моя задача - создать такие условия, чтобы ребенок познал, как можно больше из того, что его окружает. Дети познают окружающий мир в совместной деятельности с воспитателем и другими детьми. Чем шире и разнообразнее эта деятельность, тем богаче опыт дошкольников.
В детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, подвижные и спокойные, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет то, что они любознательны, «почемучки».
В своей работе я использую как традиционные, так и инновационные методы работы с детьми. Традиционные занятия организую в форме партнерской деятельности, при которой дети получают возможность проявить свою познавательную активность. Познавательную деятельность сопровождаю беседой, в ходе которой ставлю вопросы, которые побуждают детей рассуждать, спорить, делиться между собой своими мнениями и приходить к самостоятельным выводам.
Совместную познавательно - экспериментальную и самостоятельную деятельность организую в разных формах, таких как:
• рассматривание;
• наблюдение;
• беседа;
• экскурсии;
• конструирование;
• экспериментирование;
• исследовательская деятельность;
• коллекционирование;
• развлечения, викторины, конкурсы.
13 слайд
Для развития интереса к экспериментальной деятельности я оформила предметно-пространственную среду. В группе вместо традиционного уголка экспериментирования создала центры.
• центр «Наука», где дети наблюдают, ухаживают за комнатными растениями и экспериментируют весной с огородом на окне.
• центр «Мы – исследователи» - проводят опыты с использованием оборудования, песком, сыпучим материалом.
• литературный центр «Это интересно». Содержит энциклопедии, иллюстрации, альбомы, картотеки, карточки с условными обозначениями.
14-15 слайд
В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать, выделять признаки, сопоставлять различные факты, рассуждать, отбирать приборы и материалы для самостоятельной деятельности, проводить эксперимент; делать выводы. Любая деятельность зависит от отношения к ней детей. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.
Я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности.
В ходе наблюдений за детьми предпочтения распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44%)
2 место – ИЗО деятельности (40%)
3 место - экспериментирование (16%)
Т. е. экспериментирование заняло последнее место.
Таким образом, видно, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, они предпочитают другие виды деятельности; у них отсутствуют навыки для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Для работы с детьми были отобраны наиболее эффективные методы.
Методы, повышающие познавательную активность.
Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. Элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.
Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.
В планирование экспериментальной деятельности включила:
• экспериментальную деятельность;
• деятельность с элементами экспериментирования;
• демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;
• долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Совместная деятельность взрослого с детьми была основной в опытно-экспериментальной деятельности.
Здесь мы проводили различные опыты и наблюдения, познавательные беседы.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности пробовали выделять последовательность действий, отражали их в речи при ответе на вопросы, такие как: «Что мы делали?», «Что мы получили?», «Почему?». Помогала детям схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: «О чем вы думали?», «Что получилось?», «Почему?». После окончания экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках.
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
-определение направления ветра;
-наблюдение за срезом сугробов;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
-рисование на сухом и мокром песке;
-что быстрее высохнет дерево или камень.
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:
-Как вы думаете, дождь будет идти целый день?
-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?
-Что будет, если на деревьях не распустятся листочки?
-Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?
Таким образом, работа показала, что систематическое использование экспериментов позволяет ребенку основываться на собственные наблюдения, опыты, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом то, что он делает с предметами, носит творческий характер – вызывает интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
• Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты наблюдений за детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы в группе улучшилось, заняло второе место.
Также для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы и, поэтому, стараюсь привлекать родителей. Предлагаю им вместе с детьми не только проделать ряд опытов с водой, воздухом дома, но и помочь в оформлении какой-либо коллекции.
16 слайд
В процессе работы я выяснила, что экспериментирование в воспитательской практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности.
Можно сделать вывод, что экспериментальная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю сделать процесс нового максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
17 слайд
Интернет – ресурсы:
https://img-fotki.yandex.ru/get/5409/28257045.618/0_700ae_53ce5af2_XL.png рамка
https://img-fotki.yandex.ru/get/4812/28257045.616/0_70078_a3b0f835_XL.png
свеча
https://img-fotki.yandex.ru/get/4409/28257045.616/0_70079_a05aed9e_XL.png
свиток
https://img-fotki.yandex.ru/get/5812/131624064.9/0_64d3d_b13941df_L.png букет рябины
https://img-fotki.yandex.ru/get/6413/136487634.659/0_a925b_fe83a51d_XL.png ветка рябины
Сайт: https://elenaranko.ucoz.ru/
1. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
2. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С. 6.
3. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. - М., 2007.
4. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н. В. Нищева, - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
6. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004
7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005