Александра Маслова
Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного потока информации детям необходимо научиться, не только запоминать, но и добывать знания самим, уметь использовать их, мыслить самостоятельно и творчески.
Из практики мы с вами знаем, что наилучшим образом использовать основную особенность познавательной деятельности детей дошкольного возраста – знакомство с объектом через практическую деятельность. Ребёнок экспериментирует всё время: во время приёма пищи, прогулки, игры, гигиенических процедур и т. д. Дошкольник сам по себе – экспериментатор. Используя такой интерес к экспериментированию, можно успешно развивать мышление, логику, творчество, а самое главное – интерес ко всему окружающему, наглядно показывая связи между живым и неживым в природе.
Публикация «Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В ходе опытно-исследовательской деятельности ребёнок сам может найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опыты и эксперименты вызывают у детей жгучий интерес ко всему новому, а значит, в ходе опытно-экспериментальной деятельности мы не только даём знания об окружающем мире, но дети превращаются из пассивных приёмников в активных добытчиков знаний. Элементарные опыты и эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете, в ходе реального преобразования вещей дети познают их свойства и связи, а знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются навсегда.
В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы.
Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Задачи, решаемые в ходе проведения с детьми опытно-экспериментальной деятельности ребёнок :
1. Начинает вести самостоятельный поиск доступных предметов.
2. Экспериментирует со знакомыми и новыми предметами, пытается их сравнивать.
3. Проявляет любопытство и любознательность.
4. Ставит многочисленные вопросы познавательного характера.
5. Пытается устанавливать причинно-следственные связи.
6. Совершает первые элементарные обобщения своего практического опыта и исследования.
7. Выдвигает гипотезы и пытается их проверить.
8. Пытается устанавливать причинно-следственные связи.
9. Приобретает некоторые исследовательские умения.
10. Проявляет элементы творчества в процессе практического познания окружающего мира.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности в своей группе, я использую алгоритм подготовки занятия-экспериментирования:
1. Выбор объекта исследования
2. Уточнение длительности эксперимента (кратковременный, длительный)
3. Прогнозирование результата
4. Предварительная работа по ознакомлению с объектом исследования (рассматривания энциклопедий, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, слушание медиа- и аудиоинформации)
5. Выбор цели, задач работы с детьми.
6. Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом изучаемой темы, безопасности, возраста детей, сезона
7. Закрепление последовательности действий
8. Закрепление правил безопасности с детьми
9. Обобщение результатов наблюдений с целью подведения детей к самостоятельным выводам в различных формах (дневники, рисунки, рассказы, мнемотаблицы, фотографии и пр.)
Занятие опытно-экспериментальной деятельности имеет следующую структуру:
1. Постановка проблемной задачи
2. Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте)
3. Уточнение правил безопасности
4. Распределение детей на подгруппы. В старшем возрасте выбор лидера группы
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)
6. Наблюдение результатов эксперимента
7. Фиксирование результатов эксперимента
8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте)
Проведение исследовательской деятельности требует от воспитателя стать для детей партнёром, проявляющим живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи он использует выражения: «Подумаем вместе», «Найдите, чем похожи, в чём отличие», «У меня есть такое предположение», «Я думаю также как ты», «Я думаю иначе, давайте проверим кто прав» и т. д. Проблемная задача должна быть понятна, вызывать интерес, содержать новизну, она должна мотивировать ребёнка на поиск. Подводя ребят к открытию новых представлений, воспитатель предлагает сначала подумать, делает паузу, задаёт вопросы об изменении состояния наблюдаемого объекта. Дети сами думают, ищут ответы, высказывают суждения, что развивает понимание возможности разных вариантов решения проблемной ситуации. Если ребёнок ошибается, воспитатель предлагает выслушать суждения других детей, просит объяснить свою точку зрения. Воспитатель не навязывает детям правильный ответ, а по окончании диалога с элементами дискуссии, предлагает обратиться к книге, познавательному рассказу, результатам наблюдений.
Наблюдаемые объекты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти. При фиксации результатов эксперимента участвуют все виды памяти: двигательная, тактильная, зрительная, слуховая. Фиксация наблюдений является для детей сложным делом, т. к. необходимо выделить главное и сформировать его в образ, к тому же ещё не достаточно сформированы изобразительные навыки. Однако всё это не должно приводить к отказу детей от фиксации результатов, напротив следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, здесь широко применяется индивидуальный подход к детям. Данная работа сугубо добровольная. Задача воспитателя очень сложная: не обязать ребёнка экспериментировать и фиксировать, а сделать так, чтобы ребёнок сам захотел это делать.
В средней группе вводятся схематические зарисовки, которые выполняет сначала воспитатель. Чтобы дети не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель все время обращается за советом, намеренно делает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается : дети переходят к самостоятельным зарисовкам. В старшем дошкольном возрасте дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди.