Елена Бабочкина
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всем педагогам-дошкольникам известно, что в соответствии с современными требованиями, важным критерием при подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала во всех образовательных областях. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, Семинар с презентацией» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Практика показывает, что дети с огромным желанием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. Для обеспечения качественного проведения экспериментальной деятельности необходимо обратить внимание на алгоритм подготовки и структуру занятия экспериментирования.
АЛГОРИТМ
подготовки занятия-экспериментирования
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение рассматривание иллюстраций).
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования для предстоящего занятия с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования - дневники наблюдений, фотографии, рассказы, рисунки.
9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности.
СТРУКТУРА
занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания.
4. Распределение детей на подгруппы, при необходимости в старшем дошкольном возрасте - выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности в группах.
5. Наблюдение результатов экспериментирования.
6. Фиксирование результатов экспериментирования.
7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно – в среднем и старшем дошк. возрасте).
Рассмотрим подробнее ключевые этапы проведения занятия.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ. Проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка и направлена на поиск смысла происходящих изменений. Подводя воспитанников к ответу на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы об изменениях в наблюдаемом объекте.
Роль воспитателя заключается в организации активной деятельности в форме дискуссии, диалога, используя поисковый метод. При этом дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои соображения, у них развивается понимание возможности разных вариантов решения проблемной задачи.
Воспитатель не дает готовых ответов, выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует их. В своей речи он использует выражения: «Подумаем вместе…», «Я думаю так же, как ты», «Я думаю иначе, меня волнует вот какая мысль….». Если ребенок ошибся, воспитатель говорит «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушаем, как думают другие ребята», или «Кто думает иначе?».
Беседуя со старшими дошкольниками, педагог использует метод прогнозирования – «Что стало бы с деревьями зимой, если бы осенью они не сбросили листву?». Воспитатель не навязывает детям правильные ответы, а подводит к простейшему пониманию закономерностей окружающего мира.
Например, каждую осень деревья «раздеваются», как человек снимает одежду, так они сбрасывают листву, потому что готовятся к отдыху. Осень – это вечер года, зима – ночь года, зимой растения отдыхают, прикрытые снежным покрывалом. Дети радуются такому открытию.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания.
Например:
С ВОДОЙ-
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
СО СТЕКЛОМ-
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С ПЕСКОМ-
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С ОГНЕМ-
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь.
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ-
Ты работу завершил?
Все на место положил?
ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Ведение документации. Для фиксации наблюдений существуют три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений. Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм с использованием готовых фотографий и картинок.
Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети же по его просьбе выполняют отдельные операции. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается.
В старшей и подготовительной группах календари погоды и дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди. Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен, со второго полугодия возможен неявный контроль, когда детям кажется, что они работают самостоятельно. Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.
Особенностью оборудования центров исследования по разным возрастам является усложнение и увеличение разнообразия оборудования по мере взросления детей в соответствии с возрастной тематикой занятий.
Например, 1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА должна быть оснащена следующим образом.
Центр «Песок-вода» - емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, предметы из разных материалов – деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические и т. д.
Центр «Воздух» - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.
В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ перечень оборудования уже значительно расширен.
Центр «Песок – вода» (добавляются опилки, банки, бутылки, крышки).
Центр «Воздух» (добавляется парашют).
Центр «Науки и природы» (добавляются лупа, картинки с изображениями источников света – солнце, луна, звезды, светлячок, костер, лампа, фонарик и т. д. ; свечи, спичечные коробки, весы, глобус, микроскоп, пинцеты, пипетки, шприцы без иголок, зеркала, отвертка, винтики, наждачная бумага и т. д.).
Центр «Литература» (добавляются алфавит, буквы, скотч, ручки, прописи, картотеки чистоговорок, кроссворды, ребусы и т. д.).
Центр «Искусство» (добавляются игровое тесто, восковые свечи, бумага и картон различной структуры, штампы, газеты, фольга и т. д.)
Центр «Кулинария» (добавляются сио, дуршлаг, формочки для печенья, лопатки, поварешка, толкушка, овощерезка и т. д.).
Манипулятивный центр (добавляются домино, шашки, лото, пазлы, рабочие листы с заданиями, счеты, тетради в клетку и т. д.).
Объединяя все вышесказанное, можно использовать китайскую пословицу – «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.