Евгения Наумова
Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Наумова Евгения Викторовна
БДОУ «Детский сад №8 г. Тары»
Воспитатель 1 категории
Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка (2013год)
«Все дети думают, чувствуют и видят по-своему»
Ж. -Ж. Руссо
Перед дошкольным образованием в современное время стоят задачи, связанные с созданием благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, с формированием основ базовой культуры личности и всесторонним развитием психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, с подготовкой к жизни детей в современном обществе и к обучению в школе, с обеспечением безопасности жизнедеятельности дошкольника. Как отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, постановке и достижение серьёзных целей, формирования умения реагировать на разные жизненные ситуации. Воспитатель детского сада совместно с родителями должен развивать у ребёнка познавательную активность; коммуникативные способности; умения высказывать свои впечатления; обогащать словарный запас; вызывать у ребёнка интерес к исследованию природы, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, любознательность, активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества; воспитать его умным, творческим, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Публикация «Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Этого можно достичь через различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, ситуативные разговоры, игры с правилами, игровые методы, словесные методы, наблюдение и непосредственно через метод экспериментирования, ознакомление детей с окружающей действительностью. Решить данную проблему качественно позволит внедрение в образовательный процесс опытно – экспериментальной деятельности. Во время экспериментирования ребёнок осознаёт своё место в природе, то, что он является неотъемлемой её частью. Оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других деятельностей (конструирование, художественное творчество, игра, труд в природе, так и на общее психическое развитие ребёнка.
Этот вид деятельности как специально организованный способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, а это – труд, который даёт малышу основу первых знаний, первых осмысленных речевых высказываний; ребёнок – творец, потому что прикладывает активные усилия к освоению практической деятельности. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребёнку стать субъектом учения, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволит развить его интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Таким образом, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Для осуществления данных проблем необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности : познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой. Что в свою очередь позволяет вести наблюдение, умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта.
Связь детского экспериментирования с продуктивной (художественное творчество) тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время продуктивной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с познанием (ФЭМП). Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и детском саду. Эксперимент самостоятельно проводимый ребёнком, позволит ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо будет ответить не только на вопрос, как он это делает, но и на вопросы, почему он это делает именно так, а не иначе, зачем делает, что желает узнать, что получит в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир). Введению термина «экспериментирование» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддьякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять теми или иными явлениями: вызывать или прекращать его изменять это явление или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно- экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский.
Н. Н. Поддьяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов;
Эксперименты бывают:
• Индивидуальные или групповые
• Однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление,
• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• Обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух, нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечение детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах,сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.) В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Литература
1. Дыбина О. В. Неизвестное рядом: занимательные вопросы и эксперименты для дошкольников - М. :ТЦ «Сфера», 2005г.
2. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «чёрным ящиком» Вопросы психологии, 1990.
3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра- экспериментирование для детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001.-№1