Приложение МААМ

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру

Екатерина Чеченева
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы

«Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы не отбить у них всякое желание получить новую информацию». Психологи подчеркивают для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. Как для глаз естественно видеть, так и для ума естественно постигать знания, так в работе с детьми старалась использовать естественный путь получения этих знаний без принуждения и насилия через игру, наблюдения, самонаблюдения, исследования и эксперименты. Это позволило максимально использовать преимущества наглядно – действенного и наглядно- образного мышления, присущего детям дошкольного возраста.

Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру» размещена в разделах

Исследовательская и экспериментальная деятельность - это тот благодатный материал, который интересен детям и который помогает обнаружить новые свойства и качества предметов, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащает знания яркими образами окружающего мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок усваивается всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Внесите в группу подставку с пробирками или аптечные весы, коллекции камней или микроскоп и вас обступят дети – что это? Для чего это? Покажите. И так далее. У них возникает огромный интерес к этим предметам. Наша задача умело его использовать.

Свою работу с детьми строила так, чтобы исследования и экспериментирование возникало по инициативе самого ребенка, а воспитатель был создателем специальных условий и помощником в разрешении проблемных ситуаций. В процессе организации деятельности предполагалось решение следующих задач:

1). Формирования способностей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

2). Включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

3). Обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей);

4) Расширение перспектив поисково- познавательной деятельности, поддержка у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Опытно- экспериментальную деятельность распределила по направлениям:

а) живая природа (осуществлять познавательное развитие детей дать знания о живых организмах и их приспособленность к окружающей среде)

б) неживая природа (обогащать знания детей о воздухе, почве, воде, свойствах магнита, о звуках);

в) человек (дать определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни)

Для развития исследовательских навыков детей я использовала некоторые идеи методики «исследовательского обучения» В. Савенкова. Построена данная методика на игровой основе. Использовала простое оборудование: стенд с кармашками и карточками для руководства исследовательской работой ребенка.

Очень хорошим помощником в работе с детьми по изучению функционирования организма человека была книга А. И. Иванова Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

Мною использовалось учебно- методическое пособие

Л. Г. Мухомориной Удивительный магнит, с разработками занятий, в содержание которых включен игровой материал, направленный на развитие поисково-познавательной деятельности детей.

Н. М. Зубковой Воз и маленькая тележка чудес – в данном пособии собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Кроме этого я использовала материалы по исследовательской и экспериментальной деятельности, которые печатались на страницах различных журналов по дошкольному воспитанию и другую литературу.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна только при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников. Совместно с педагогом- психологом по результатам собеседования и обследования были определены индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при организации опытно- экспериментальной деятельности детей.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно- экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Бумага», «Ткани», Дерево и метал», «Стекло и пластмасса» «Песок»,»Магниты»,»Звук»,»Ракушки» и др.

Основным оборудованием являются приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды, пипетки, ложки, мерные стаканы, зеркала, стеклянные палочки и другие различные материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывалась

безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и доступность расположения.

Для организации самостоятельной деятельности были разработаны карточки - схемы проведения экспериментов.

Огромную помощь в оборудовании уголка экспериментирования оказали родители. В группе вместе с родителями собрали познавательную литературу : энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум, «Я познаю мир», «Что есть что», Сто тысяч почему (М. Ильин, «Что такое, Кто такой? Рассказы, сказки, пословицы, загадки, литература о родном крае. Тематическая подборка всегда соответствовала изучаемой проблеме. Данная работа заинтересовала родителей, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.

Однако кроме созданных условий и работы с родителями нам нужно было пробудить познавательную активность детей. Для этого я использовала экскурсии в различные лаборатории поселка. Мы посетили клиническую лабораторию забора крови, лабораторию анализа пищевых продуктов, рентгенологический кабинет. Это привело к тому, что многие дети захотели стать лаборантами, исследователями. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Но для этого необходимо создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких- либо закономерностей, явлений, свойств. Однако ребенок должен сам ставить проблему, которую надо решить и предлагать различные варианты её решения, проверять эти возможности решения, исходя из данных, делать выводы. Эта проблема может появиться во время наблюдения, чтения художественной литературы, рассматривания энциклопедии, в процессе труда на экскурсии. На первых порах это было сложно, поэтому проблема определялась мною, затем выслушивались различные варианты ответов, и предлагалось их проверять. Выводы корректировались и заносились в дневник наблюдений. Когда данный алгоритм был отработан, детям предлагалась свобода выбора проблем, свобода их решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя. Так в нашем уголке природы «живет» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания – записки. Однажды дети обнаружили конверт, в котором была свеча и записка – задание: «Можно ли погасить свечу, если не прикасаться к ней, не задувать и не заливать водой?»

Дети решили, что для эксперимента нужно зажечь свечу и попробовать засыпать её землей или набросить толстую мокрую ткань. Мы вместе с детьми проделали эти опыты, а после этого я показала детям как ещё можно погасить свечу, накрыв её стеклянной баночкой. Дети сделали вывод, почему погасла свеча. (Для горения нужен кислород)

Зачастую проблемные ситуации возникали из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что он был на море, нырнул, и целых пять минут сидел под водой, дети заспорили.

Решили провести эксперимент. Сколько времени человек может прожить без дыхания. Дети по очереди выходили, зажимали нос пальцами и не дышали, а остальные хором считали, оказалось, что минуту продержаться без воздуха сложно, а чтобы просидеть 5 минут под водой нужна большая тренировка легких, так что Денис наверно пошутил, когда говорил о своём пребывании под водой.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений об окружающем, о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Дети любят учиться и делают это очень быстро, поэтому учебный материал старалась давать им не менее быстро, чтобы каждый ребенок до конца занятия был занят делом, чтобы то чем они занимались, не успело им наскучить. Основное содержание исследовательской и экспериментальной деятельности предполагало развитие познавательного интереса детей к окружающему миру считаю, что мы достигли цели. В результате такой работы дети стали активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности, они легко классифицируют предметы на основе сравнения: по длине, по форме, по цвету, материалу, по плотности, фактуре. Дети получили знания о различных материалах, о природных явлениях и времени, об агрегатных состояниях воды, о мире растений, о строении человека, о предметном мире, о геометрических эталонах. В процессе экспериментирования расширялся круг вопросов об окружающем мире, обогащался словарный запас, развивалась связная речь.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

Исследовательская деятельность — средство формирования у детей познавательного интереса к природе Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года»Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года» Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Времена года» Цель: закрепить представление детей об.

Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему мируОрганизация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Программа саморазвития педагога «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности старших дошкольников» Китайское изречение То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю Цель: обеспечить собственное непрерывное.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Ромашка» р. п Степное Советский район Саратовская область.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет)Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет) К. Е.  тимирязев:Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру
Опубликовано: 10 января 2016 в 19:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Чеченева (УИ 405131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД