Юлия Ступина
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова по применению методики исследовательского обучения дошкольников, Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх по методике формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ, разработала перспективный план, модели познавательно – исследовательских занятий и наглядно – схематический материал.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для организации опытно – экспериментальной деятельности совместно с родителями преобразовала и пополнила предметно-пространственную среду группы.
Полифункциональность материалов и оборудования в группе:
- преобразование статичной мебели: «Кухня» - в "Лабораторию" по опытно - экспериментальной деятельности,
- ширмы со сменяемым панно в соответствии с тематикой познавательно – исследовательских занятий;
- предметы – заместители.
Оборудование уголка экспериментирования:
- набор емкостей различных размеров и форм;
- приборы для определения веса, объема, времени, направления;
- наглядно – схематический материал «Волшебный компьютер» с информацией по изучаемому объекту;
- настольно – печатные игры экологического содержания;
- картотека игр с элементами ТРИЗ, опытов с разными объектами.
Особенности применения элементов методики:
А. И. Савенков предлагает использовать на занятиях карточки с символическими изображениями «методов исследования» как дополнительный источник информации.
Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх разработали методику формирования у дошкольников классификационных навыков на основе технологии ТРИЗ и предлагают использовать для анализа признаков объектов карточки с символическим изображением анализаторов.
Изучив методики, отобрала карточки – схемы, позволяющие детям понять, где собирать информацию и с помощью чего.
«Где» : «С помощью чего» :
«Волшебный компьютер»; «Что мы можем услышать об объекте»;
«Посмотреть в книгах»;
«Что мы узнаем, потрогав объект»;
«Посмотреть по телевизору» (видеофильм); «Что мы можем увидеть у объекта»;
«Связаться со специалистом».
«Имеет ли объект запах»;
! «Подумать самостоятельно» - «Имеет ли объект вкус»;
Адаптировала карточки – схемы для детей среднего дошкольного возраста. При анализе объекта даю словесную инструкцию к карточке – схеме.
Таким образом, в ходе познавательно – исследовательских занятий, у детей формируются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью использую следующие формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование родителей;
- привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;
- оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации «Юные исследователи», памятки «Проведите с детьми дома», рекомендации по созданию уголка экспериментирования дома»;
- тематические родительские собрания;
- открытые мероприятия для родителей;
- реализация детско-взрослых проектов познавательной направленности;
- оформление выставки результатов совместных опытов;
- экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;
- мини исследования на заданную тему в домашних условиях: «Умеют ли рыбы говорить», «Есть ли у рыб кровь и какого она цвета?», «Какая бывает бумага»;
- творческие проекты в ходе предварительной работы: оформление коллекций, изготовление игр, поделок из бумаги, дерева, пластмассы и др.
Таким образом, вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в исследовательской деятельности, а так же ясное представление о том, посредством каких методов и приемов происходит познаватвательное развитие детей.
Анализ структуры познавательно-исследовательского
занятия с детьми 4-5 лет.
В ходе совместной деятельности дети опытным путем знакомятся со свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, шуршать, мочить, с назначением бумаги в повседневной жизни. Дети учатся накапливать информацию о предмете опытным путем, опираясь на ранее полученный опыт. В процессе деятельности дети знакомятся с историей бумаги, с разновидностями профессии «художник», с новым знаковым символом «Подумай самостоятельно!» У детей совершенствуется диалогическая речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Предварительная работа к познавательно – исследовательскому занятию проходила через:
- познавательные беседы «Как создается бумага», «Что можно сделать из бумаги», «Чтоб деревья нам спасти, ты бумагу береги!», «Как пользоваться салфеткой»;
- изготовление поделок из бумаги совместно с родителями «Дед Мороз и Снегурочка», «Картонная кормушка из коробочек», «Книжка для малышки»;
- рисование на тему: «Шапка Деда Мороза», «Рождественская елочка»;
- рассматривание и чтение познавательных сказок «Сказка о бумажном листочке», «Бумажная сказка о храбром солдате», энциклопедии «Всё обо всем»;
- опыт «Изготовление бумаги», где поэтапно делали бумагу.
Были использованы следующие материалы и оборудование:
- образцы бумаги разного назначения и вида;
- таз с водой, бумажные цветы;
- продукт предварительного опыта (образец самодельной бумаги);
- карточки – схемы: «Волшебный компьютер», восклицательный знак, глаз, ухо, нос, рука,
- фантики в коробке, карандаши, фломастеры, восковые мелки,
- "Секретное письмо" написанное с помощью свечки.
Занятие начинается с организационного момента – появление воспитателя в образе мультипликационного героя «Профессор Чудаков», образ которого был ранее предложен детьми.
Анализ этапов основной части занятия
Знакомство с объектом исследования.
На выставке в лаборатории представлен объект, который дети изучают в процессе совместной деятельности. В данной части использовала следующие методы и приемы: активизация самостоятельного мышления, отгадывание загадок, вопросы, объяснения.
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей
Методы и приемы: рассматривание и анализ различных образцов бумаги разной формы, цвета и запаха, карточки – схемы по технологии ТРИЗ («Нос - «Имеет ли объект запах», глаз – «Что мы можем увидеть у объекта», уточняющие вопросы, объяснение.
Организация динамической паузы «Мы фантики бумажные»
Проведение опыта №1 «Издает ли звук бумага», «Что мы узнаем, потрогав объект».
Цель: подвести детей к пониманию того, что бумага может издавать звук, может быть разной толщины.
Методы и приемы: сравнение разных видов бумаги, эксперимент с бумагой (шуршит, рвется, издавая звук).
Игра «Бывает – не бывает» (элементы технологии ТРИЗ)
Дети встают в круг. Профессор называет предмет с прилагательным «бумажный». Наталкивая детей наводящими вопросами на рассуждения. Дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Проведение опыта №2 «Можно ли рисовать на бумаге, которую сделали сами?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что бумагу можно изготовить самим и опытным путем проверить свои предположения.
Методы и приемы: опора на предварительный опыт, вопросы к детям, эксперимент с бумагой, анализ полученного результата, объяснение нового материала с опорой на наглядность.
Проведение опыта №3 «Вода и бумага»
Цель: формировать у детей представления о том, что все бумажные предметы портятся от встречи с водой, т. к. бумага – материал не прочный.
Методы и приемы: эксперимент с бумагой, наблюдение.
Психологическое упражнение «Любящее сердце»
Цель: способствовать установлению тесного эмоционального контакта с детьми через сюрпризный момент (фокус «Секретное письмо»)
Анализ заключительной части
Вывод:
Дети совместно с педагогом делают вывод об изучаемом объекте с опорой на «Волшебный компьютер», в котором представлен иллюстративный ряд.
Заключение
Проведенная работа благотворно отразилась на познавательном развитии детей :
- дети выделяют основные признаки предмета, составлять рассказы об объектах из 3-4 предложений, «читать» простейшие знаки - символы;
- овладели простейшими навыки обследования объектов с помощью анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание);
- умеют обращаться к различным источникам информации: компьютер, книга, телевизор, специалист;
- устанавливают элементарные причинно – следственные связи между предметами, событиями и явлениями и делают умозаключения;
- высказывания детей стали более чёткими, связными и последовательными;
- повысился интерес детей к совместной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Список литературы:
1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 .
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010 .
3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) : практическое пособие. – М. : Аркти, 2010.
4. А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать : игры, занятия, диагностика». – М. : ТЦ Сфера, 2011.