Елена Демидова
Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает ос-таваться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Публикация «Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников,» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.
В федеральном государственном стандарте нового поколения
говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, так как: усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».
Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, что не соответствует социальному заказу современной школы.
Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему: «Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников».
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Теоретическая база опыта.
Основополагающими документами, которыми я руководствовалась, являются: программа «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе, З. А. Михайлова.
В программе «Детство» выделен раздел «Первые шаги в математику» (З. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) по всем возрастным группам, начиная с первой младшей. В этом разделе предполагается знакомство с понятиями «Счет», «Числа», «Измерения», «Величина», «Геометрические фигуры», «Пространственные отношения» с учетом современных исследований (Н. Г. Белоус, Л. В. Венгер, В. Г. Житомирский, Т. В. Лаврентьева, З. А. Михайлова, Р. Л. Нипомнящая, Л. Н. Шеврин и др.). В программе нашла отражение идея Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения математическим материалом.
Использую развивающие технологии Л. Г. Петерсон «Раз-ступенька, два - ступенька» (по программе «Школа 2100…»)
В своей работе я также использую методические пособие : Т. Бабушкина Математика. Подготовительная группа. Нестандартные занятия
Данное пособие представляет собой разработки нестандартных занятий по математике для детей подготовительной группы детского сада. Особое внимание автор уделяет следующим нестандартным формам : урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник, урок-экскурсия. Они позволяют сделать процесс обучения наиболее продуктивным.
В своей работе я использую:
Калесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет
Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет»
Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб. : Детство- Пресс. 2001.
Использую в работе материалы журналов «Дошкольное воспитание», «Развитие ребенка в детском саду», газеты «Дошкольное образование».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В основу моей системы работы легли следующие задачи:
- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;
- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;
- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.
Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы по этому направлению.
Для реализации проекта были намечены следующие направления работы:
1. создание предметно-развивающей среды в группе;
2. использование нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;
3. использование нетрадиционных занятий;
Как уже говорилось, непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда.
Поэтому, я свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в своей группе.
Особое внимание уделила, прежде всего, ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
В группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков.
Книжный уголок
Уголок строителей
Центр развивающих игр (дидактические игры, математические)
Уголок краеведения
Уголок изобразительной деятельности
Экологический уголок (природы)
Театрализованный уголок
Уголок «Песка и воды» Лаборатория
Логопедический уголок
Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится мне,
- во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и,
- во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач.
Также развитию познавательного интереса способствует использование мной в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию.
К данной группе методов относятся:
моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя,
элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков, занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»,
математические сказки, проектная деятельность и т. д.
Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. ( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.) ;
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина);
Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);
Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) ;
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);
Занятия-путешествия;
Занятия-сказки;
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) ;
Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) ;
Работу по этому направлению провожу в тесном контакте с родителями.
В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителями информирую их о результатах обследования детей, делая акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям организовать совместные с детьми развивающие игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.
Анализ результативности.
Перед каждым выпуском в школу дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, результаты нас всегда радуют.
Анализ работы за последние три года (я работаю в подготовительной группе постоянно) показал, что уровень развития познавательной активности у детей с каждым выпуском выше, познавательные интересы стали более устойчивыми. 85% детей имеют высокий уровень развития. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они чаще стали обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполняют задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы, навыки самоконтроля.
Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательной активности детей, впереди еще много работы по этому направлению.
Тем не менее, наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Из наблюдений, бесед с учителями, принимающими от нас дошкольников в первый класс, уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная поисков- познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Осознавая важность данной работы в развитии детей, я не останавливаюсь на достигнутом, буду продолжать совершенствовать педагогическое мастерство – заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательных способностей детей. Считаю, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для воспитателя подготовка к занятиям требует затрат времени на изготовление дидактического материала, слайдов, мультимедийных презентаций, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена формировании познавательных процессов личности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на педсоветах, республиканских семинарах. Старюсь повышать свой методический уровень.
Свой материал я разместила на сайтах:
• https://nsportal.ru/elenademidova
• https://ardatov-teremok.a2b2.ru