Ксения Зудина
Развитие познавательно-речевых процессов детей с ОВЗ с помощью использования «Кругов Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-речевых процессов детей с ОВЗ с помощью использования «Кругов Луллия»
Игра, это как известно – универсальное средство, помогающее педагогу наладить контакт с ребёнком, привлечь его внимание, сделать поставленные задачи решаемыми и заодно превратить обучающий процесс в увлекательное полное удивительных открытий и радостных достижений событие. Конечно же взрослым в погоне за результатом проще вести обучение по школьному типу и в результате – однообразие, многократное повторение материала в одной и той же форме, естественно такой тип обучения убивает интерес, снижает результативность и приводит к формированию «кабинетного синдрома».
Публикация «Развитие познавательно-речевых процессов детей с ОВЗ с помощью использования „Кругов Луллия“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети, как все мы давно замечали очень любят играть во взрослые игры, они привлекают их своей новизной и приобретением собственного опыта. Почему бы и не применить это в своей работе на благо детям? Одна из таких игр – игра с «Кругами Луллия».
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Существует пособие «Круги Луллия», которое может использоваться в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Цель использования данной технологии: развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи). Задачи:
• Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
• Совершенствовать слоговую структуру слова.
• Автоматизировать звуки речи.
• Развивать фонематические процессы.
• Формировать структуру предложений.
• Совершенствовать развитие связной речи.
• Обучать грамоте.
Формы работы:
• На индивидуальных и подгрупповых занятиях.
• В игровой деятельности вне занятий.
• В самостоятельной деятельности детей.
В современной действительности, когда цели и задачи коррекционной психологии и педагогики так изменчивы, основной проблемой специалистов становится самореализация ребенка, имеющего речевые проблемы, в социуме. Поэтому в настоящее время, роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Но, помимо этих задач, важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.
Данная технология, в полной мере, даёт педагогу возможность решать поставленные задачи, используя такое универсальное пособие, как «Круги Луллия».
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остаётся одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по пособию «Круги Луллия» — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Своё общение с детьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определённой суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.
Для изготовления кругов Луллия применяются 2 способа:
1 способ: вырезаем два круга из пластика, картона, в середине проделываем отверстия (можно взять две старые пластинки). По их диаметру вырезаем бумажные круги для заданий. Разделяем на 8 секторов, можно (4,6,8). Берём два прямоугольника (можно картон, пластик, ДВП). В нижнем прямоугольнике вставляем крепления (штыри). В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещённые картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2–4 см меньше двух диаметров кругов.
Подготовка к игре: 1 способ:
1. Установить пособие на столе.
2. Поднять крышку.
3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками.
4. Закрыть крышкой.
5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок и подбирать картинки по заданию.
Я использую в своей работе второй способ:
2 способ: на стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно двигаются.
2 способ применения игры:
1. Устанавливаем пособие на столе.
2. На секторах располагаем картинки (предметные, сюжетные) или слова.
3. Закрепляем сверху стрелку.
4. Во время вращения дети подбирают пару по заданию. Например: подобрать детёнышей животных. В чем отличие двух вариантов? Да особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Значит выбираем вариант первый, т. е. игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. А если ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? То берете конверты-папки с выбранной темой (лексической или по обучению грамоте и т. д.) встаете в круг вокруг второго варианта и приступаете к игре.
Второй вариант с усложнением, здесь использовать можно и 2 и 3 кольца. А свободно вращая круги, можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты. Дети в восторге от таких комбинаций и порой придумывают немыслимые истории.
№ 1. Картинки с изображением предметов на заданный звук в начале, середине и конце слова…
№ 2… «Один – много»
№ 3 «Назови ласково»
№ 4. «У кого кто?»
№ 5. «Посчитай-ка»
№ 6. «Расскажи-ка»
№ 7. «Найди заданный звук в начале слова, в середине или в конце» Любые предметы.
№ 8. «Чей дом?»
№ 9. На определение формы предмета
Игры с Кольцами Луллия можно
условно разделить на три типа:
1-й тип игры – Игры на подбор пары.
2-ой тип игры - Игры с элементом случайности в установке колец.
3-й тип игры - Игры на развитие творческого воображения.
В играх первого типа, в одном из окошек устанавливается картинка, а пара к ней подбирается путём прокручивания второго кольца. Таким образом, одной картинке должна соответствовать другая, по заданным определённым признакам, следовательно картинкам 1-го кольца обязательно должны соответствовать пары картинок, находящихся на 2-м кольце.
К этому типу относятся игры на развитие звуковой стороны речи, игры на обучение грамоте, игры на формирование лексико-грамматического строя речи, игры на развитие связной речи.