Юлия Барсукова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребенка с предметным миром. В этот период дети активно экспериментируют с различными предметами, исследуют свойства предметов (форму, величину), проводят простые причинно - следственные связи между ними, изучают характер действий и соотношений предметов.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей среды» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!
Для формирования познавательной активности детей мы создали в группе соответствующую развивающую среду:
В группе создан уголок экспериментирования.
Для поддержания интереса детей в уголке экспериментирования есть любимый
герой – Маша, которая много хочет узнать и всем интересуется. С ней дети наблюдают, исследуют, проводят опыты,играют.
Изготовили целую серию дидактических игр и игрушек: «Волшебная коробочка», «Купарики», «Ароматики», «Шумелки», «Коллекция природных материалов», «Сортировка предметов», «Ловись, рыбка», «Прищепки», «Прищепки на верёвочке», «Подбери по цвету», «Такие разные тряпочки», «Разные верёвочки» и др.
Для ознакомления детей со свойствами неживой природы мы используем опыты и эксперименты, которые проводим как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия, а так же используем в процессе режимных моментов.
Игр-экспериментов очень много, они разнообразны и интересны : «Дует ветерок», «Найди шарик», «Разноцветные камешки», «Мыльные пузырьки», «Печем печенье», «Солнечный зайчик», «Радуга в воде», «Льдинка тает», «Пенный замок» и т. д. Дети, играя и наблюдая, узнают очень много нового и еще неизвестного для них.
В познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста мы широко используем природный материал : вода, песок, крупы, камушки, ракушки, шишки,то есть те материалы, которые безопасны для детей.
Мы вместе с детьми изучаем их свойства. Малыши играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику рук.
Для экспериментальной деятельности нами был оборудован центр «Воды и песка», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы плавающих и тонущих предметов, чашечки, стаканчики, лейки, трубочки, воронки, ситечки, совочки и другие предметы.
Игры с песком и водой проводятся для развития мелкой моторики, коммуникации, психоэмоционального развития детей, а так же с целью адаптации к условиям дошкольного учреждения.
В период адаптации дети особо нуждаются в поддержке взрослого. Поэтому мы проводим контактные игры,игры-развлечения, игры-эксперименты с песком. Дети успокаиваются, расслабляются, идут на контакт с воспитателем
Знакомство детей со свойствами песка и воды происходит в процессе различных видов деятельности:
• Работа по развитию речи: рассматривание сюжетной картины, действия с игрушками («Купание куклы Кати»).
• Чтение художественной литературы.
• Игровая деятельность.
• Опытно-исследовательская деятельность и т. д.
В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.