Любовь Гребенчукова
Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством инновационной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Гребенчукова
Любовь Васильевна,
воспитатель МКДОУ ДС №21
«Ласточка», с. Донская Балка,
Петровский район,
Ставропольский край
Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством создания
инновационной развивающей среды
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством инновационной развивающей среды» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитание ребенка - задача сложная, важная. Именно в раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных качеств ребёнка, формируется его личность, его познавательная активность. Воспитывать детей – это призвание, педагог сопровождает ребё нка по всей его жизни: обучает, воспитывает, развивает. Это самая сложная, но поистине значимая работа, гуманная, творческая, нужная.
Дошкольное образование, как часть целостной системы образования, на сегодняшний момент подвергается процессу реформирования, в связи с информатизацией образовательного пространства.
Подтверждением является введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ и проектов федерального уровня: Приказ образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
В этой связи возрастает требование к личности ребёнка, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на формировании познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, интеллектуального развития ребенка, его познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, посредством создания инновационного развивающего пространства детского учреждения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Следовательно, именно исследовательская деятельность является той инновационной средой, в которой развивается не только познавательный интерес, но и познавательно-исследовательская активность, дошкольник сможет решить сложные задачи, анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы; воспитывается личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию, самообучению, и самоценности. И этому есть подтверждение не только в федеральных государственных документах, но и в работах авторитетных ученых-практиков.
Так, А. И. Савенков считает, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков)[5].
Нами определена дефиниция «познавательно-исследовательская активность дошкольника», и понимается как активность ребёнка, проявленная в познании нового, ранее не изведанного, та деятельность, позволяющая выйти в новые, неизвестные области познания окружающей действительности, используя новые и разнообразные способы (Гребенчукова Л. В.).
В свете обозначенной проблематики и её актуальности на государственном уровне, приоритетным направлением воспитательно-образовательной деятельности МКДОУ ДС №21 «Ласточка» становится организация исследовательской деятельности дошкольников, и уже в течение двух лет мы занимаемся развитием исследовательской деятельности дошкольников посредством включения их в развивающее пространство мини лаборатории. Вместо традиционных экспериментальных уголков, в средней группе детского сада «Дружные ребята» нами создана мини лаборатория «Юный исследователь», целью которой является развитие познавательно-исследовательской активности ребёнка посредством его включения в многообразную экологическую деятельность в рамках инновационной развивающей среды детского сада.
Ребенок дошкольного возраста сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Многие учёные, педагоги, психологи (О. В. Дыбина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева и др.) считают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития познавательно-исследовательской активности [2]. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом главное не заглушить эту активность, а наоборот подпитывать интерес детей к исследовательской деятельности, создавать благоприятные психологические условия для формирования и развития исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Так, А. Г. Асмолов утверждает, что только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране»[1].
Новизна программы мини лаборатории «Юный исследователь» заключается не только в формировании экологической культуры ребенка дошкольного возраста, но и в формировании познавательной мотивации, интереса и активности к исследовательской деятельности, в рамках реализации программы исследовательской деятельности происходит поддержка детской инициативы.
Программа мини лаборатории соответствует всем требования ФГОС ДО, в рамках которой создана инновационная развивающая образовательная среды, представляющая собой систему условий социализации и индивидуализации, а также нами созданы условия для зоны ближайшего развития каждого ребёнка (по Л. С. Выготскому).
Основополагающими теоретическими положением программы мини лаборатории «Юный исследователь» являются работы Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, социальной ситуации развития.
«Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» (Л. С. Выготский) [1].
В программу включена модель воспитательно-образовательной деятельности по развитию исследовательской активности дошкольников, имеющая следующие направления: развивающая работа с детьми, работа с педагогическим коллективом, творческая исследовательская деятельность в сотрудничестве с родителями.
Работа в исследовательской деятельности мини лаборатории «Юный исследователь» основывается на следующих принципах:
• принцип учёта возрастных особенностей детей;
• принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
• принцип инновационной комфортной предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-положительные условия образовательного процесса;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности, реализуется через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области познавательно-исследовательской деятельности;
• принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность;
• принцип культуросообразности, ребенок как культурная ценность образовательного процесса;
• принцип сохранения уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация детского развития (А. В. Запорожец).
В программе «Юный исследователь» ключевыми инновационными методами обучения и развития стали : наблюдение, экспериментирование, самостоятельный поиск, которые впоследствии способствуют развитию детской инициативы и активности в познании окружающего мира.
Использованы также:
- наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; применение дидактических игр, медиаматериалы (видео, аудио записи);
- словесные методы: использование элементов народной педагогики (загадывание загадок, чтение русских народных сказок с элементами проблемной ситуации); беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
- практические методы : организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; изготовление с детьми наглядных пособий; экспериментирование; самостоятельный поиск.
Предметно-пространственная среда группы отличается современным дизайном: мебель (вместительный шкаф или стеллаж, современные материалы для экспериментирования и исследования: оборудование (защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки); объекты эксперимента (песок, семена растений, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой); познавательная литература и творческие задания (картотека с играми, картотека проведения экспериментов в среднем возрасте, медиаматериалы, книги познавательной тематики с иллюстрациями, компьютерное оборудование: компьютер. В дизайн предметно-пространственной среды по исследовательской деятельности нами включен музей – вставка (гербарий, коллекции камней, ракушки, фотографии). Чтобы поддержать детскую инициативу и самостоятельность в нашей лаборатории предусмотрены алгоритмы проведения экспериментов в картинках и правила безопасного поведения.
На занятиях в мини лаборатории мы продумываем и специально организуем деятельность детей, учитывая их интересы и потребности, тем самым вовлекая их в разные виды деятельности, основным подходом в работе является создание условий для самостоятельно выбора ребенком целей, задач, планирования и контроля деятельности, то есть тем самым формируется позиция личности ребенка как активного субъекта деятельности.
Исследовательская деятельность активизирует личность ребёнка и подталкивает к самостоятельному творческому исследованию. Одними из интереснейших исследовательских опытов с детьми по экологии являются: «Вода не имеет формы», «Лед легче воды», «Превращение в воду» (где дети исследуют свойства воды на примере кусочка льда); «Растения пьют воду» (эксперимент с окрашиванием воды для полива цветка).
Мини лаборатория «Юный исследователь» используется как база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых геологов, пожарных, фармацевтов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Дети очень любят проводить самостоятельные наблюдения за комнатными растениями, экспериментируют с огородом (выращивают рассаду, лук, чеснок и др.).
С помощью проведения различных простейших опытов, например, выращивание рассады, наблюдение и уход за комнатными растениями, выращивание растительных культур (овощи, фрукты, развиваются познавательные процессы ребенка (память, мышление, внимание, речь и др., развиваются такие важные интегративные качества, как: наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Являясь активным субъектом выбора в творческом поиске, посредством участия в исследовательской деятельности ребёнок станет самостоятельным, сможет чётко ориентироваться в пространстве, применять свои знания в практической и творческой деятельности.
Для стимулирования исследовательской активности ребенка, в рамках работы мини-лаборатории нами ведётся активная работа с родителями, как с непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Для правильно организованной работы по формированию исследовательской активности детей проводятся консультации для родителей, обучающие семинары, разработаны рекомендации и памятки как организовать экспериментальную деятельность в домашних условиях, о важности исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как фактора развития познавательных процессов, творчества, воображения и активности ребёнка, ежемесячно оформляется наглядная информация в родительском уголке.
Привлечение родителей к созданию познавательно-исследовательской среды в группе, способствует сплочению семьи в процессе совместной творческой деятельности, поддержанию статуса института семьи, а также стимулированию познавательно-исследовательской активности ребёнка, так как главным методом обучения и воспитания является пример близких, авторитетных людей, родителей. Для ребенка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы.
Так, поэтапное стимулирование взрослых в участии в исследовательской деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка : умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды; умение оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, быть активным, любознательным, самостоятельным, честным, эмоционально отзывчивым.
Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, коллекции растений, камней, природного материала для исследовательской работы, коллекции обучающих игр, мультимедийные игры на развитие познавательной активности, созданы мультимедийные развивающие презентации. Родители проявляют свою активность, что способствует развитию детской активности и инициативности, и привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Главным результатом деятельности мини лаборатории является создание совместного (педагог-ребенок-родитель) творческого исследовательского проекта по интересующим ребенка темам.
Безусловно, необходимо диагностировать результаты проектно-исследовательской деятельности, ее влияния на личностное развитие наших воспитанников, раскрытие их индивидуально-творческого потенциала. Диагностика индивидуально-творческого потенциала оценивалась нами по таким критериям, как сфера умственного, личностного развития, интегративные характеристики личности. Одним из значимых показателей эффективности реализации модели является уровень развития социальных навыков детей.
Итак, организация познавательно-исследовательской деятельности оказывает влияние на повышение уровня любознательности, ответственности, познавательной активности ребенка, развития лидерских качеств, и, безусловно, положительно влияет на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Мы считаем, что организация развивающей среды, а именно познавательно-исследовательская деятельность дошкольников через приобщение к многообразной экологической деятельности эффективна, и дает свои положительные результаты.
Именно современное образовательное пространство дошкольного образования поможет вырастить поколение деятельных, инициативных и творческих людей, даст возможность сгенерировать позитивные изменения в системе образования и социальной сфере региона и страны, будет способствовать росту главного богатства – человеческого потенциала.
Список литературы:
1. Бандура Т. А. Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении/Электронный ресурс/ [Режим доступа] https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-eksperimentalno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-uchrezhdenii
2. Воробьева Н. А., Зебзеева В. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности/ «Общество и цивилизация в ХХI веке: тенденции и перспективы развития». М., 2010. С. 156-160.
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2009. № 3, 4, 5.
4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2010. Электронная версия: Портал исследовательской деятельности учащихся «Исследователь. ru».https://www.researcher.ru/methodics.esp, раздел «Методика и программы».
5. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Портал Исследовательской деятельности учащихся «Исследователь. ru». https://www.researcher.ru/methodics/metodicOID/a_6lkio.esp.