Ирина Валентиновна Румянцева
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.
А все начинается с детства : в детстве закладываются основы личности. В психолого-педагогической науке познавательно-исследовательская деятельность названа одним из детских видов деятельности. Что же это значит? Именно в ней развиваются важнейшие новообразования ребенка-дошкольника : любознательность, активность, формируется осознанная картина мира. Эти качества, и это подчеркивается в ведущем нормативном документе Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются целевыми ориентирами развития ребенка к концу периода дошкольного детства.
Публикация «„Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако, при всем признании важности познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребенка, на практике мы сталкиваемся с определенными трудностями: во-первых, дети исследуют окружающий мир только на знакомом им содержании, мыслительные операции, речевые формы не развиты в соответствии с возрастом; педагоги используют, преимущественно, репродуктивные методы в организации детской деятельности, преподнося воспитанникам готовое содержание на «блюдечке с голубой каемочкой», да и родители, подчас, оказывают сопротивление детским идеям либо немедленно удовлетворяют желания ребенка, что ограничивает процесс поиска и самостоятельного открытия ребенком мира.
Поэтому углубленное рассмотрение проблемы организации познавательно-исследовательской деятельности детей в образовательном пространстве дошкольной организации и семьи поможет, на наш взгляд, избежать вышеперечисленных проблем и обеспечить благоприятное развитие каждого ребенка.
Изучение теоретического аспекта проблемы позволило систематизировать важнейшие понятия: познавательно-исследовательская деятельность, исследовательское поведение, активность и экспериментирование. Важно подчеркнуть, что нами были изучены как классические труды отечественной психологии (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, Т. И. Шамова, Леонтьев, так и мнения ученых, являющихся авторами современных образовательных программ (Н. Е. Веракса, см. Детство). Ключевыми словами представленных понятий являются: поиск, овладение, открытие, преобразование. Несомненно, они свидетельствуют о том, что ребенок является субъектом данной деятельности.
Суммируя исследования теории и практики (Л. И. Божович, И. А. Лыкова, мы сделали важнейший вывод о том, что в познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены три компонента: мотивационный, интеллектуальный, поведенческий. Об этом синтезе чувств, знания и поведения ребенка в исследовании действительности должен всегда помнить педагог при организации любой проблемно-познавательной ситуации. И тогда каждый ребенок сможет открыть «золотым ключиком» волшебную дверь окружающего его мира.
Раскроем педагогическую технологию организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
В образовательной деятельности по данному направлению мы поставили следующие цель и задачи.
Цель работы– помочь воспитанникам познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, способствовать их индивидуализации.
Задачи
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
Успех в реализации любой технологии зависит от создания эффективных условий. Для нас таковыми явились, во-первых, взрослый как организатор познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, во-вторых, особая творческая вариативная предметно-пространственная среда, и, наконец, система образовательных ситуаций по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Работая в составе творческой группы учреждения по данной проблеме, мы выделили основные принципы организации исследовательского обучения взрослого (педагога, родителя) с ребенком:
• это ориентир на зону ближайшего развития ребенка, использованиеприема «неясного знания», подведения дошкольника к самостоятельному раскрытию истины;
• это взаимосвязь мышления и речи в освоении любого познавательного содержания;
• соблюдение поэтапности в организации исследовательской деятельности воспитанников разных возрастных групп по степени увеличения их самостоятельности в познании окружающего мира.
Не менее важно соблюдать принципы гуманной педагогики в детско-взрослых взаимоотношениях. Великие педагоги Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак постоянно напоминают нам о них: избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; использовать предвосхищающую оценку, повышая веру ребенка в свои силы.
Как же организовать сам процесс исследования? Учитывая, что большую часть времени ребенок проводит в детском саду, важно создать в учреждении творческую, вариативную предметно-пространственную среду.
В зависимости от возраста и интересов детей, в группе функционируют центры экспериментирования, науки, художественного творчества, игровой деятельности, уголок природы, в которых ребенок, несомненно, выступает исследователем окружающего его пространства.
Сделать среду максимально востребованной и направленной на эффективное познавательное развитие дошкольника – задача взрослого, реализующего систему работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности.
Активную позицию ребенка в деятельности позволили обеспечить вариативные формы работы с воспитанниками, среди которых особенно хочется выделить проекты, коллекционирование, развивающие игры и проблемно-поисковые ситуации. Используемые методы (представлены на слайде) позволили погрузить детей в каждый компонент деятельности, сделать их не просто «зрителями», а субъектами исследовательской деятельности.
Работу с детьми мы разделили на три этапа.
Первый этап был направлен на создание условий для погружения детей в материал, творческое манипулирование с ним. Здесь нам помогла среда. Воспитанникам была предоставлена возможность свободного экспериментирования с изобразительным, природным и подсобным материалами, элементами развивающих игр. Педагог использовал сюрпризные моменты, привлекающие детей к новым объектам исследования. В итоге реализации данного этапа мы отметили, что у детей повысился интерес к деятельности с материалами, они уже не боялись экспериментировать, смешивать, пересыпать и переливать, добавлять и убавлять.
На фоне интереса к предоставленному воспитанникам материалу мы переходили ко II этапу. На нем решалась основная задача: развития у детей обобщенных исследовательских умений. Для этого в ходе различных образовательных ситуаций создавали условия для организации целенаправленной деятельности детей с уже знакомыми материалами и пособиями.
Опыты: «Как получить разные цвета?», «Волшебные письмена», «Что бьется? Что не бьется?», «Как раскрасить пластилин?», «Какая она глина?», «Секреты мокрого песка», «С водой и без воды» способствовали развитию мыслительных операций: умений анализировать, сравнивать, делать выводы, позволили наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
В отдельную группу практических ситуаций, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников, отнесли игры и задания с нетрадиционными изобразительными материалами: «Прятки в отпечатке», «Отара ягнят», «Магазин красок», «Одинокая кисточка», «Чудесный мешочек», «Дружба красок».
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Вот некоторые из них, используемые в нашей практике: «Узнаем тайну предмета», «Придумаем пейзаж», «Секреты украшения торта», «Необычный узор», «Волшебные кубики». Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу.
Когда дети научились исследовать и экспериментировать в непосредственно образовательной деятельности под руководством педагога, на III этапе необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, при условии безопасности для его здоровья. Основной задачей воспитателя на этом этапе является повышение речевой активности ребенка, которая будет свидетельствовать о его осознанном действии.
Реализация работы по данному направлению осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Проводили совместно с родителями исследовательско-творческий проект «Капелька», позволивший актуализировать значимость развития исследовательских умений дошкольников и показавший широкие возможности для организации детской познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях.
Была организована стендовая информация в родительском уголке «Занимательные опыты и эксперименты для малышей», газета для заботливых родителей «Домашняя лаборатория»; консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир», выставка совместных работ родителей и детей «Превращения капельки». В реализации данных форм взаимодействия могли показать своё творчество не только дети, но и их родители. Совместные детско-взрослые работы отличались разнообразными нетрадиционными техниками выполнения и тематикой. Большое значение имело также отражение полученных детьми впечатлений в речи.
Эффективность проведенной нами работы подтверждается следующими результатами: у детей развился интерес, познавательная и речевая активность, творческие проявления в процессе исследовательской деятельности. Отмечается также повышение заинтересованности семей в развитии исследовательской активности детей, участия родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации по данному направлению.