Лучший педагог года

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»

Ирина Валентиновна Румянцева
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.

А все начинается с детства : в детстве закладываются основы личности. В психолого-педагогической науке познавательно-исследовательская деятельность названа одним из детских видов деятельности. Что же это значит? Именно в ней развиваются важнейшие новообразования ребенка-дошкольника : любознательность, активность, формируется осознанная картина мира. Эти качества, и это подчеркивается в ведущем нормативном документе Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются целевыми ориентирами развития ребенка к концу периода дошкольного детства.

Публикация «„Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи“» размещена в разделах

Однако, при всем признании важности познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребенка, на практике мы сталкиваемся с определенными трудностями: во-первых, дети исследуют окружающий мир только на знакомом им содержании, мыслительные операции, речевые формы не развиты в соответствии с возрастом; педагоги используют, преимущественно, репродуктивные методы в организации детской деятельности, преподнося воспитанникам готовое содержание на «блюдечке с голубой каемочкой», да и родители, подчас, оказывают сопротивление детским идеям либо немедленно удовлетворяют желания ребенка, что ограничивает процесс поиска и самостоятельного открытия ребенком мира.

Поэтому углубленное рассмотрение проблемы организации познавательно-исследовательской деятельности детей в образовательном пространстве дошкольной организации и семьи поможет, на наш взгляд, избежать вышеперечисленных проблем и обеспечить благоприятное развитие каждого ребенка.

Изучение теоретического аспекта проблемы позволило систематизировать важнейшие понятия: познавательно-исследовательская деятельность, исследовательское поведение, активность и экспериментирование. Важно подчеркнуть, что нами были изучены как классические труды отечественной психологии (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, Т. И. Шамова, Леонтьев, так и мнения ученых, являющихся авторами современных образовательных программ (Н. Е. Веракса, см. Детство). Ключевыми словами представленных понятий являются: поиск, овладение, открытие, преобразование. Несомненно, они свидетельствуют о том, что ребенок является субъектом данной деятельности.

Суммируя исследования теории и практики (Л. И. Божович, И. А. Лыкова, мы сделали важнейший вывод о том, что в познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены три компонента: мотивационный, интеллектуальный, поведенческий. Об этом синтезе чувств, знания и поведения ребенка в исследовании действительности должен всегда помнить педагог при организации любой проблемно-познавательной ситуации. И тогда каждый ребенок сможет открыть «золотым ключиком» волшебную дверь окружающего его мира.

Раскроем педагогическую технологию организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

В образовательной деятельности по данному направлению мы поставили следующие цель и задачи.

Цель работы– помочь воспитанникам познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, способствовать их индивидуализации.

Задачи

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.

2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Успех в реализации любой технологии зависит от создания эффективных условий. Для нас таковыми явились, во-первых, взрослый как организатор познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, во-вторых, особая творческая вариативная предметно-пространственная среда, и, наконец, система образовательных ситуаций по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста.

Работая в составе творческой группы учреждения по данной проблеме, мы выделили основные принципы организации исследовательского обучения взрослого (педагога, родителя) с ребенком:

• это ориентир на зону ближайшего развития ребенка, использованиеприема «неясного знания», подведения дошкольника к самостоятельному раскрытию истины;

• это взаимосвязь мышления и речи в освоении любого познавательного содержания;

• соблюдение поэтапности в организации исследовательской деятельности воспитанников разных возрастных групп по степени увеличения их самостоятельности в познании окружающего мира.

Не менее важно соблюдать принципы гуманной педагогики в детско-взрослых взаимоотношениях. Великие педагоги Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак постоянно напоминают нам о них: избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; использовать предвосхищающую оценку, повышая веру ребенка в свои силы.

Как же организовать сам процесс исследования? Учитывая, что большую часть времени ребенок проводит в детском саду, важно создать в учреждении творческую, вариативную предметно-пространственную среду.

В зависимости от возраста и интересов детей, в группе функционируют центры экспериментирования, науки, художественного творчества, игровой деятельности, уголок природы, в которых ребенок, несомненно, выступает исследователем окружающего его пространства.

Сделать среду максимально востребованной и направленной на эффективное познавательное развитие дошкольника – задача взрослого, реализующего систему работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности.

Активную позицию ребенка в деятельности позволили обеспечить вариативные формы работы с воспитанниками, среди которых особенно хочется выделить проекты, коллекционирование, развивающие игры и проблемно-поисковые ситуации. Используемые методы (представлены на слайде) позволили погрузить детей в каждый компонент деятельности, сделать их не просто «зрителями», а субъектами исследовательской деятельности.

Работу с детьми мы разделили на три этапа.

Первый этап был направлен на создание условий для погружения детей в материал, творческое манипулирование с ним. Здесь нам помогла среда. Воспитанникам была предоставлена возможность свободного экспериментирования с изобразительным, природным и подсобным материалами, элементами развивающих игр. Педагог использовал сюрпризные моменты, привлекающие детей к новым объектам исследования. В итоге реализации данного этапа мы отметили, что у детей повысился интерес к деятельности с материалами, они уже не боялись экспериментировать, смешивать, пересыпать и переливать, добавлять и убавлять.

На фоне интереса к предоставленному воспитанникам материалу мы переходили ко II этапу. На нем решалась основная задача: развития у детей обобщенных исследовательских умений. Для этого в ходе различных образовательных ситуаций создавали условия для организации целенаправленной деятельности детей с уже знакомыми материалами и пособиями.

Опыты: «Как получить разные цвета?», «Волшебные письмена», «Что бьется? Что не бьется?», «Как раскрасить пластилин?», «Какая она глина?», «Секреты мокрого песка», «С водой и без воды» способствовали развитию мыслительных операций: умений анализировать, сравнивать, делать выводы, позволили наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

В отдельную группу практических ситуаций, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников, отнесли игры и задания с нетрадиционными изобразительными материалами: «Прятки в отпечатке», «Отара ягнят», «Магазин красок», «Одинокая кисточка», «Чудесный мешочек», «Дружба красок».

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Вот некоторые из них, используемые в нашей практике: «Узнаем тайну предмета», «Придумаем пейзаж», «Секреты украшения торта», «Необычный узор», «Волшебные кубики». Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу.

Когда дети научились исследовать и экспериментировать в непосредственно образовательной деятельности под руководством педагога, на III этапе необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, при условии безопасности для его здоровья. Основной задачей воспитателя на этом этапе является повышение речевой активности ребенка, которая будет свидетельствовать о его осознанном действии.

Реализация работы по данному направлению осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Проводили совместно с родителями исследовательско-творческий проект «Капелька», позволивший актуализировать значимость развития исследовательских умений дошкольников и показавший широкие возможности для организации детской познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях.

Была организована стендовая информация в родительском уголке «Занимательные опыты и эксперименты для малышей», газета для заботливых родителей «Домашняя лаборатория»; консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир», выставка совместных работ родителей и детей «Превращения капельки». В реализации данных форм взаимодействия могли показать своё творчество не только дети, но и их родители. Совместные детско-взрослые работы отличались разнообразными нетрадиционными техниками выполнения и тематикой. Большое значение имело также отражение полученных детьми впечатлений в речи.

Эффективность проведенной нами работы подтверждается следующими результатами: у детей развился интерес, познавательная и речевая активность, творческие проявления в процессе исследовательской деятельности. Отмечается также повышение заинтересованности семей в развитии исследовательской активности детей, участия родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации по данному направлению.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Современное общество - это образованные, активные, предприимчивые люди, которые способны быстро улавливать все тенденции развивающегося.

«Роль сенсорной культуры в формировании познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста». I.Введение. 1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетической деятельности в условиях семейного детского садаПриобщение детей раннего возраста к художественно-эстетической деятельности в условиях семейного детского сада Задача воспитателя на данном возрастном этапе создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес.

Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Прогулки с ребёнком — важный этап его развития Первые элементарные представления об окружающем мире, живой и неживой природы, человек получает.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей сказкой в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Раскрытие значение.

Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности» Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 16:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Валентиновна Румянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД