Гулия Кадаева
Развитие познавательно-исследовательских способностей в кружковой деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательских способностей в кружковой деятельности с детьми.
Я, как руководитель экологического кружка «Юный эколог» в подготовительной группе «Конбагыш», разработала программу кружка на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и региональной программы «Я -башкортостанец» Р. Л. Агишевой, что позволяет дать детям более глубокие знания.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательских способностей в кружковой деятельности с детьми» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных представлений, осуществление познавательно - исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
В своей работе развитие познавательных способностей детей осуществляю через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
В работе я использую разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы)
Кружковые занятия проводятся в соответствии с перспективным планом, 2 раза в неделю, кружок посещают 12 детей.
С большим интересом прошли занятия, где проводили с детьми опыты, экспериментировали и знакомились со свойствами воды, снега, льда, воздуха, песка, узнавали возраст дерева по срезу ствола дерева и другие. В процессе экспериментирования дети чувствуют себя учеными, исследователями, учатся делать выводы. (видео)
Для успешного проведения на занятиях кружка опыты, наблюдения в группе создали соответствующую предметно – развивающую среду. (слайд)
Сюда входит уголок природы, который содержит растения, имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки; и уголок экспериментирования – микроскоп, лупы, колбы, воронки, сосуды и т. д., имеется картотека экологических, подвижных, дидактических, словесных игр по экологии; иллюстрации о природе родного края; коллекции камушков, семян; настенная карта, карта Хайбуллинского района итд. (Слайд)
Дети здесь любят наблюдать, играть, экспериментировать, ухаживать за растениями и следить за почвой. Уголок природы и экспериментирования в группе помогает привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания.
Работа с родителями
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься мне было необходимо, так как без поддержки родителей не обойтись.
Я ставлю перед родителями такие задачи:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
С родителями провожу беседы и консультации, КВН на тему «Природа наш дом - береги её!», работая по проекту «Путешествие к природному памятнику Великовозрастная лиственница» совершили с детьми и родителями экскурсию к природному памятнику Великовозрастная лиственница, которая находится около деревни Юлбарсово, обследовали близлежащую местность для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановке, наличии животных и растений. По итогам экскурсии создали макет лиственницы, поделки из шишек и камешков, дети узнали о редких растениях, занесенных в Красную книгу.
И проект «Путешествие к природному памятнику Великовозрастная лиственница» отправила на Всероссийский педагогический конкурс
«Лучший педагогический проект» наградили дипломом.
Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала, выставку экологических плакатов, создали на участке пруд. А также провели акции «Превратим в игрушки мусор!» (поделки из бросового материала, «Поможем птицам перезимовать!» (изготовление кормушек, обеспечение кормом, «Посади дерево» и другие. (слайд)
Вывод
Я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам.
В процессе наблюдений за природой дети имеют ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
В занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.