Инна Долгих
Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре.
Решающим периодом для развития слуха ребёнка является период первых 18месяцев. Поэтому необходимо уже в этот период открыть для ребёнка с нарушением слуха мир звуков. Общеизвестно, что у ребёнка, достигшего необходимой зрелости, тот или иной навык вырабатывается тем легче, чем раньше стали его этому обучать. Это вполне справедливо и по отношению к развитию слухового восприятия. Предпосылкой для быстрого формирования понимания речи в раннем возрасте, при условии, что интеллект у ребёнка нормален, является наличие двух каналов восприятия речи: зрительное восприятие речи и слуховое восприятие речи. Если один из этих каналов закрыт, речевое развитие ребёнка в той или иной степени ограничивается. Многие маленькие с недостатком слуха в возрасте до года и позже обладают выраженной способностью к зрительному восприятию с лица, однако позже они утрачивают эту способность, если взрослые не развивают эту способность дальше. То же самое можно сказать и об остаточном слухе ребёнка, когда готовность к слуховому восприятию без специального воспитания и обучения утрачивается. Ребёнок нормально слышащий или с нарушением слуха, лишь тогда научается понимать речь, когда он постоянно её слышит. Малыш с недостатком слуха, имея слуховой аппарат, готов в любое время к восприятию речи. Даже тогда, когда у ребёнка установлена полная глухота и он не проявляет хотя бы каких-нибудь реакций на звук, тем не менее ему необходимо дать шанс развития остаточного слуха. Проводя с ним работу по развитию слухового восприятия достаточно продолжительное время.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Планомерное развитие остаточного слуха менее всего в своей начальной стадии должно пониматься как развитие речи. Оно начинается в свободном по отношению к речи режиме на материале простых упражнений и игр, суть которых - научить ребёнка отличать речь от шумов, вызывают интерес и желание заниматься.
Игра «Мы слушаем будильник».
Цель: Помочь детям в различении понятий «звенит» и «не звенит»,
Учить обращать внимание на звуки окружающего мира. Оборудование: будильник, кукла.
Ход игры.
Педагог говорит ребёнку, что он будет слушать будильник. Это кукла Оля. Она спит. Затем педагог заводит будильник, кладёт кончики пальцев ребёнка на будильник. Педагог говорит: Будильник звенит. Я слышу будильник. Кукла просыпается и встаёт. Кончики пальцев ребёнка вновь располагаются на будильнике. В то время, как ребёнок напряжённо ждёт звонка, педагог говорит ему: «Будильник не звенит». После этого включить будильник. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнку не удастся самостоятельно реагировать на звук будильника. После этого ребёнок не должен дотрагиваться до будильника и воспринимать звук вне поля своего зрения. Если это для ребёнка пока трудно, ребёнок кладёт руки на столешницу, педагог включает будильник незаметно, ребёнок почувствует вибрацию крышки стола (будильник стоит на столе).
Игра «Мы слушаем телефон».
Цели: Научить обращать внимание на телефонный звонок.
Помочь ребёнку усвоить понятие «телефон» и его функцию.
Оборудование: телефон, фото человека, который должен позвонить.
Ход игры.
Педагог ставит игрушечный телефон на стол. Всякий раз, когда звучит магнитофонная запись телефонного звонка, ребёнок берёт телефонную трубку телефона и говорит «Алло!». Затем педагог уменьшает громкость звучания магнитофонной записи. Увеличивает расстояние ребёнка от телефона.
Игра «Мы замечаем кашель».
Цели: Учить различать неартикуляционные звуки издаваемые человеком.
Познакомить с основами культурного поведения.
Оборудование: кукла, которая может сидеть.
Ход игры.
Педагог кашляет, ребёнок подносит платочек ко рту куклы, поворачивает голову куклы в сторону, сам подражает кашлю и прикладывает ладонь к своему рту. В дальнейшем при проведении игры педагог закрывает рот экраном, чтобы ребёнок мог слышать только кашель.
Игра «Быстро и медленно»
Цели: Научить различать быстрый и медленный темп.
Оборудование: барабан, кукла, которая может стоять.
Ход игры
Педагог ударяет один раз по барабану и продвигает стоящую куклу вперёд. Затем ударяет три раза, каждый удар сопровождает небольшой паузой. После ударов по барабану говорит ребё нку: «Я ударяла медленно. Кукла идёт медленно. Потом повторяет удары по барабану и предоставляет ребёнку возможность передвигать куклу, при этом ему помогать.
После того, как ребёнок научится уверенно выполнять первую часть этого упражнения, педагог вводит быстрые удары по барабану. Методика работы аналогична. Педагог изменяет свои высказывания : «Я ударяла быстро». «Кукла идёт медленно».
Когда ребёнок научится правильно реагировать на быстрый темп ударов, педагог предлагает ему быстрый и медленный темп в чередовании. Когда ребёнок научится правильно выполнять это задание на слухо-зрительной основе, педагог предлагает ему воспринимать звук ударов по барабану на слух. Педагог ударяет по барабану за экраном, может встать сзади ребёнка. В трудных случаях можно разрешить ребёнку положить руку на барабан в то время, когда мы по нему стучим.
Игра «Мы машем флажком».
Цель: Привлечь внимание ребёнка к музыке, а также научить узнавать, когда она включена, когда выключена.
Оборудование: кассета с записью марша, флажок.
Ход игры:
Педагог сидит с ребёнком за столом, включает магнитофон, показывает на свои уши и говорит : «Вот музыка». Поднимает флажок и машет в такт музыке. Потом выключает магнитофон и говорит: «Музыки нет». Кладёт флажок на стол.
Затем даёт флажок ребёнку, говорит ему, что он должен подождать, когда будет включена музыка. Когда это происходит, говорит: «Вот музыка». Если ребёнок сам не начнёт махать флажком, педагог ему помогает. Потом выключает музыку и говорит : «Музыки нет». Если ребёнок продолжает махать флажком, педагог ему помогает положить флажок на место. Как только ребёнок приобретёт уверенность в своих реакциях, он уже не должен смотреть, как педагог включает и выключает магнитофон. Он должен теперь только слушать.