Приложение МААМ

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР

Мария Чертилина
Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Публикация «Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР» размещена в разделах

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух".

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы : фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Ястребова А. В., Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа

Работа по данной проблеме была начата после обследования речи детей, которое показало, что только у 1 ребенка уровень сформированности фонематических процессов соответствует норме, у остальных 88% снижен. Исходя из этих результатов мы определили для себя следующие задачи:

• Установить эмоциональный контакт с ребенком,

Развивать его положительный интерес к занятиям,

Формировать основы слухового и зрительного внимания,

Формировать умение воспринимать речевые и неречевые звуки,

Развивать понимание обращенной речи,

• Привлекать внимание к предметам и явлениям,

Формировать регулятивную функцию речи, т. е. умение управлять своим поведением на основе словесных инструкций

Решение поставленных задач осуществляется по двум направлениям:

1. Дифференциация неречевых звуков

2. Дифференциация речевых звуков

Работа с малышом начинается с установления эмоционального контакта. через игры с сюрпризным моментом "Кто пришел?" "Кто тебя позвал?", "Кто спрятался?", "Где позвонили?" и др., в ходе которых учим малыша обращать внимание на звучащий объект, определять источник звука, выполнять движения ориентируясь на сигнал.

В дальнейшем дети учатся дифференцировать неречевые звуки:

• по способу воспроизведения ("Что стучит, что пищит?" "Послушаем звуки природы", "На чём играл зайка?", "Что звенит, что стучит?")

• по темпу повторяющихся звуковых сигналов;("Дождик капал понемножку. ", "Эхо")

• по силе звуковых раздражителей; ("Далеко и близко", "Топ-топ")

• по долготе звучания. ("Едет, едет грузовик. ", "Самолет летит")

Для развития слухового внимания, дифференциации слуховых раздражителей широко используем звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, металлофоны, барабаны, бубны.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков соблюдаем определенную последовательность, используя для этого "картотеку звуков"

Целенаправленная работа над речевыми звуками строится от простого к сложному.

Сначала предлагаем для восприятия звукоподражания, учим соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием в играх" Кто там?" "Кто позвал?", широко используем потешки "Наши уточки с утра","Кто у нас пригожий" и др.

Затем используем короткие слова и слова из нескольких слогов, учим соотносить слово и картинку, слово и движение ("Найди картинку", "Покажи игрушку", "Съедобное - несъедобное"). Дети учатся различать слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «КИСКА» - «МИСКА», «БАМ» - «БОМ». Малыши на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-КУП», а также звонкие - глухие согласные («ПАПА-БАБА») и мягкие - твердые согласные («КОТ-КИТ»,

Далее переходим к коротким фразам, ("Слушай и повторяй", "Потанцуй со мной", "Выполни задание")

Кроме того, в начале работы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого, в дальнейшем - без зрительной опоры, только на слух.

Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому задания предлагаем с использованием таких приемов как работа с предметными картинками, фишками, лентами различной длины, карточками и т. д.

Формирование фонематического слуха проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатели группы используя игры, рекомендованные учителями-логопедами, закрепляют результаты, достигнутые на логопедических занятиях.

Работа по данной проблеме ведется в тесном контакте с семьями воспитанников по двум направлениям:

- педагогическое просвещение родителей (встречи на родительских собраниях, индивидуальные консультации, информационные материалы в родительском уголке и др;

- включение родителей в образовательный процесс через выполнение рекомендаций "Логопеды - родителям", индивидуальных заданий в тетради и др.

В результате такой последовательно спланированной коррекционной работы на сегодняшний момент большинство детей научились различать до 4х неречевых и речевых звуков, дифференцировать звукоподражания, начинать и заканчивать движения в соответствии со звуковыми сигналами. Эта работа будет продолжаться

Таким образом можно сделать вывод, что работу по формированию фонематического слуха необходимо начинать с самого раннего возраста, используя игровые приемы и упражнения.

На будущее я ставлю перед собой задачи:

• совершенствовать перспективное планирование по теме

• пополнять банк игр и игровых упражнений

• расширять материальное обеспечение образовательного процесса

• апробировать современные формы работы с семьей.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Описание проекта:Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Игры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорийИгры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорий Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Карусели (игра для развития фонематического слуха) КАРУСЕЛЬ Задача: Отобрать картинки на заданный звук и рассадить героев на соответствующую карусель. Словарь: Ш Маша, кошка, мишка, петушок,.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель – логопед Никулина Светлана Васильевна Цель: Предоставление обобщения и распространение личного педагогического.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха Сенсорное развития детей раннего возраста с нарушениями слуха. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

Волшебные мешочки или помощники в развитии фонематического слухаВолшебные мешочки или помощники в развитии фонематического слуха Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи,фонем,умение различать звуки речи в их последовательности в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР
Опубликовано: 21 октября 2017 в 21:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чертилина (УИ 1312722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД