Ольга Лукашенко
«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Иоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хёйзинга называет современного человека «гомо луденс» — «человек играющий».
Публикация «„Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре“, Сообщение для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.
Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.
В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют исключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность детей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции. Совершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огромные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, К. Ринцлер).
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных игpax является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Игровая деятельность ребенка имеет два источника — объективный и субъективный:
1) объективно игра моделирует жизненную ситуацию;
2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность.
Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства.
В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр. Конечно, этот процесс интересен и более результативен в работе с детьми старшего дошкольного возраста, хотя бы в силу накопленного двигательного опыта, знаний об окружающем мире и явлениях, происходящих в нем.
Для педагога важно направить и помочь воспитанникам, а не навязывать свою волю и ограничивать «полет фантазии»!
Составлением подвижных игр с детьми мы занялись несколько лет назад, когда применяли в своей практике методику ТРИЗ. Используя такое методическое пособие, как морфотаблица, мы предложили детям выбрать одного или несколько животных (героев) и объединить их в одной сюжетной подвижной игре, не забывая притом, что действующие герои должны определенным образом передвигаться ( нами были предложены основные виды движений: бег, прыжки, метание, лазание).
В процессе придумывания, дети использовали уже известные подвижные игры, накопленный двигательный опыт, опирались на знания и умения, полученные ранее - в более младшем дошкольном возрасте.
В итоге, мы вместе придумали игры и опробировали их в своей практике на занятиях, досугах, праздниках.
Предлагаем вам несколько игр из опыта работы:
1.«Кот и заяц» для детей 5-7 лет.
Тема: «Животный мир».
Цель: тренировать навык ползания и прыжков, развивать ловкость и скоростные качества.
Ход игры.
Выбираются кот и заяц. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Кот находится вне круга, заяц в круге. По команде кот на четвереньках догоняет зайца, можно заползать в круг, проползать через него. Заяц двигается от кота прыжками в любом направлении. Дети могут закрывать путь коту, не сходя места, и помогать зайцу.
2.«Волк и обезьяны» для детей 5-7 лет.
Тема: «Животный мир».
Цель: закрепить навык передвижения на высоких четвереньках, лазания, воспитывать ловкость, быстроту, тренировать навык сохранения равновесия.
Ход игры.
Выбирается волк, остальные - обезьяны. Волк догоняет обезьян на высоких четвереньках /руки - стопа/. Обезьяны передвигаются так же, но могут залезать на скамейку, стремянку, гимнастическую стенку. Пойманные обезьяны отдыхают 30сек.
3.«Медведь в яме» для детей 5-7 лет.
По типу подвижной игры «Волк во рву».
Тема: «Животный мир»
Цель: тренировать навык прыжков, развивать ловкость.
Ход игры.
Из каната на полу выкладывается дорожка шириной 800- 1200 см – это яма. Медведь находится в яме, по краю ямы с одной стороны стоят зайцы. По команде зайцы перепрыгивают яму с ноги на ногу или двумя ногами. Медведь передвигается вдоль ямы, стараясь осалить зайцев. Пойманные зайцы становятся медведями и помогают ему ловить остальных.
Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.
Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребёнка. Играя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребёнка, через игру он познаёт жизнь!