Елена Гердель
Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей
Речевое общение - существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у слабослышащего ребенка менее дифференцированным из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так как взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.
Публикация «Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Развитие речи происходит :
В бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.).
В процессе ознакомления с окружающими овладения разными видами деятельности на занятиях (изобразительная деятельность, игры, труд, физическое воспитание и т. п.).
При обучении разным видам речевой деятельности, усвоение значений слов и фраз.
При обогащении и развитии сенсорной базы восприятия речи и отработки ее звуковой стороны при занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
При закреплении усвоенных речевых навыков и усвоении новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).
Ребенок подражает взрослому. От подражания движениям туловища, рук, пальцев, слабослышащий ребенок начинает подражать движениям языка, губ. Родитель должен привлекать ребенка к собственной артикуляции. Необходимо давать в подражательных упражнениях артикуляцию отдельных слогов: ПА, ФА, ПУ, ФО и так далее. Эти упражнения подготовительные в обучении произношению и подготавливают восприятие ребенка считывать с губ. Нужно добиваться точного подражания, не спешить, а иногда может появиться у ребенка и звук речи. Успехи ребенка следует поощрять похвалой: хорошо, верно, молодец.
При обучении произношению необходимо проводить дыхательную гимнастику с использованием игровых приемов:
Сдувание со стола, с руки комочков ваты (снегопад, листочки из цветной бумаги (листопад, при этом расстояние между ребенком и сдуваемым комком должно увеличиваться изо дня в день.
Задувание свечи, шторм в стакане (соломинка для коктейля и стакан с водой). Нужно следить за плавностью выдоха, достаточной интенсивностью, щеки не должны надуваться.
Дуть плавно и длительно (в тазу с водой пуская бумажный кораблик).
Поддувание ватного шарика, заводя его между кубиками (футбол).
Для развития голоса и артикуляции можно использовать игры:
Игра “Лошадка”, изображаем лошадку со звуком О-О-О, а затем изображаем кучера со звуком НО-НО-НО.
Игра с куклой. По подражанию ребенок укачивает куклу, произнося при этом А-А-А.
Игра с катушкой. Взрослый, разматывая катушку, произносит протяжно звук У-У-У, стараясь тянуть звук подольше. Можно использовать доступное сочетание слогов ПАПАПА-ПАПАПА и ПА-ПУ, ТА-ТУ, ПА-ТА, ТО-ПО, ПУ-ТУ.
Такие упражнения эффективно проводить в сочетании с ритмическими движениями рук, с хлопками или показом движений.
К обучению чтения с губ приступают, когда ребенок научился сосредотачиваться, смотреть и различать артикуляцию и сравнительно точно ей подражать. Дети учатся различать слова по табличке: сядьте, встаньте, идите, бегите. Ребенок должен приступать к выполнению действия после словесного обращения взрослого к ребенку. Нужно следить за правилом выполнения действий (безшумно вставать, ровно садиться). Ребенок постепенно учится считывать слова с губ взрослого. Для глобального чтения с губ берутся поручения со словами (в сочетании с глаголами – покажи, дай, принеси).Усвоение слова проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме – выработка установки у детей на устную речь.
Главное желание и цель родителей глухого или слабослышащего ребенка – сделать все возможное, чтобы ребенок рос и развивался на равных с нормально слышащими детьми. Если жизнь доверила вам беззащитное дитя, будьте достойны этого доверия – запаситесь любовью, добротой и терпением, и все у вас получится!