Наталья Макушева
Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает по Основной общеобразовательной программе МБДОУ детского сада №12, составленной с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Публикация «Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)» размещена в разделах
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научится рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, описание с использованием опоры на натюрморт. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картин в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: В. И. Яшина, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, М. М. Конина, С. Л. Рубенштейн и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни.
В процессе работы с натюрмортами у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.
Целью инновационного педагогического опыта является : изучение процесса развития описательной речи старших дошкольников на основе использования натюрморта.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
2. выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников;
3. показать эффективное использование натюрморта с целью развития описательной речи старших дошкольников.
Гипотеза предполагает: что процесс развития описательной речи будет наиболее эффективным, если:
- воспитатель знакомит дошкольников с натюрмортом, как жанром искусства;
- организуется НОД с использованием натюрморта;
В настоящее время работа в ДОУ строится с учетом ФГОС согласно стандарту, содержание проблемы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: речевое развитие, художественно-эстетическое.
Таким образом, знания основных задач речевого развития необходимо для правильной организации работы в детском саду.
Современные программы воспитания и обучения рассматривают вопросы по обучению детей описательной речи в форме интеграции образовательных областей.
Поэтому целесообразно будет включать области в образовательный процесс, что сделает его более эффективным и приведет к разностороннему развитию личности, а именно повышению словарного запаса, развитию связной речи, лексико-грамматических структур, развитию памяти, внимания, мышления и т. д.
Диапозон опыта представлен единой системой включенных в совместную деятельность педагога с детьми: рассматриванию знакомый детям «Натюрморт с арбузом», с целью выявления уровня описательной речи старших дошкольников, проведена беседа «Знакомство с натюрмортом», как жанром живописи; провели НОД по теме рассматриваниекартины Петрова – Водкина «Утренний натюрморт», «Натюрморт из овощей и фруктов», «Как художник составляет натюрморт».
Для выявления уровня развития описательной речи старших дошкольников мы использовали методику В. И. Яшиной. (Определение уровня раз-я описательной речи старших дошкольников, в которой выделены критерии и уровни развития связной речи.
Результативность опыта. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано : ребенок умеет рассказывать: описывать предмет, картину; составляет рассказы по картине.
Начало 2014-2015г (старшая гр)
13 детей Конец 2014-2015г (старшая гр)
13 детей
Высокий уровень- 2 детей -15%, 3детей - 27%
Средний уровень-7детей -54%, 8детей - 64%
Низкий уровень-4детей- 31% 1ребенок - 9%
Таким образом анализ результатов свидетельствует о повышении уровня развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, НОД по развитию описательной речи старших дошкольников средствами натюрморт, предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, развитие их речемыслительной деятельности.
Литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.
2. Гризик, Т. И. Обучение детей описыванию предметов : [Текст]Т. И. Грузик //Дошкольное воспитание. - 1989 - №5. – С. 3-9.
3. Черлинка, Г. К. Натюрморт в советской живописи [Текст] //Искусство. 1988. №5. С. 13.