Наталья Козина
Проект по созданию системы работы на тему «Развитие диалогической речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Диалог – не только форма речи, он еще
и «разновидность человеческого поведения»
Л. П. Якубинский
Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.
Публикация «Проект по созданию системы работы на тему „Развитие диалогической речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Все реплики в диалоге связаны между собой. Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, интонации.
Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Реплики имеют различное назначение:
- Вопросы, чтобы запросить информацию;
- Реплики – ответы, чтобы выдать информацию;
- Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией;
- Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению;
- Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника;
- Реакция на побуждение – выполнение действия, к которому человека побуждали. Может быть словесное или молчаливое либо отказ от выполнения действия.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул). и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств : «вопрос-ответ», «сообщение-реакция на сообщение», «побуждение-реакция на побуждение»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Основная цель состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогом как формой общения. Учитывая двусторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора. Задача взрослого – помочь малышу усвоить это как можно быстрее.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу :
- содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращение (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;
- учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию;
- формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- развивать умения следовать правилам ведения диалога;
- ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением.
ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЮ КОТОРЫХ ПОСПОСОБСТВУЕТ ДАННЫЙ ПРОЕКТ
Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально — практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности. Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. Поэтому развитие речи, как основного средства человеческого общения приобретает важнейшее значение. Диалог способствует развитию и активизации речи, поскольку «подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге». Через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, его словарь, фонетику, морфологию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Диалог служит развитию и формированию социальных навыков и опыта общения по причине того, что он является «разновидностью человеческого поведения», средством формирования личности и самим бытием ее. Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы ребенка. На социально – педагогическом уровне актуальность проекта определяется несоответствием между высокой значимостью коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных умений у дошкольников.
В рамках данной проблемы определены цель, задачи и содержание проекта по развитию диалогической речи как средства формирования коммуникативной компетенции у дошкольников. Теоретическая значимость проекта определяется тем, что: дано теоретическое обоснование модели образовательного пространства по развитию диалогической речи, необходимости специальной работы, выявлении педагогических условий е создания и эффективной реализации. Практическая значимость проекта состоит : - во внедрении в практику работы коллектива дошкольного учреждения модели образовательного пространства по развитию диалогической речи, являющимся одним из важнейших направлений образовательной области «Коммуникация»;
В отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов образовательной работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
- Формирование ключевых компетенций - коммуникативных, которая для дошкольников является базовой, поскольку благодаря ей происходит развитие познавательной сферы ребенка (многонациональный состав детей ДОУ, его многоязычие,
- Формирование его внутреннего мира с позиции которого он воспринимает действительность.
- Овладение диалогической речью является полноценным условием развития ребенка, приобщению к ценностям культуры, его активности общения с окружающими людьми.
- Диалогическое единство- сочетание реплик, связанных по правилам синтаксической зависимости (сочинительная, подчинительная (согласование, управление, примыкание).
- Диалог- диалогическое единство, существующее в трех разновидностях:
вопрос-ответ;
сообщение (информация. утверждение)
реакция на сообщение (разъяснение, добавление, возражение, согласие, оценка)
побуждение (предложение, приказание, просьба, пожелание, извинение)
реакция на побуждение (выполнение или отказ)
Содержание работы по развитию диалогической речи детей
Диалогическое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения в диалоге
Вопрос- ответ Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); вида (простые, двучастные, альтернативные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями. Умения отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения Задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в общей беседе говорить по очереди
Побуждение – реакция на побуждение. Умения в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение
Сообщение- реакция на сообщение Умения сообщать собеседникам о своем мнении, точке зрения, о новых фактах, впечатлениях, событиях. Умения толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо согласие (несогласие, удивление, возражение, добавление, разъяснение и др. Сообщать о чем либо, избегая неискренности и хвастливости, быть сдержанным, высказывать свои мысли, чувства, избегать категоричности в своих суждениях, проявлять толерантность к другому мнению, давать возможность высказываться собеседнику
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Подготовительный этап.
- Разработка системы мониторинга по определению эффективности реализации проекта
- Оформление необходимого материала: авторских игр, дидактических карточек, схем и т. д
- Подбор методической, справочной литературы
- Подготовить и оснастить уголок речевого развития в группе
I этап: сенсорный
- чтение художественной литературы
- чтение стихов
- показ спектаклей при помощи кукольного театра,
- показ мультфильмов с обсуждением по поводу диалогов персонажей, привлекалось внимание детей к функциям диалогических реплик, выполнению (нарушению) персонажами правил культуры диалога
II этап технологии- репродуктивный
- игры и игровые упражнения, в которых дети оперировали заученными литературными диалогическими действиями.
- воспроизведение литературных диалогов : чтение стихотворений по ролям, разыгрывание этюдов по готовым текстам, подвижные и словесные игры с диалогами, разучивание и разыгрывание по ролям коротких стихов и народных стихов-прибауток давало возможность детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучало выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора и др.
- просмотры спектаклей в детском городском театре; кукольный; игровой,
- организовывались театрализованные концерты из коротких сценок для детей,
- учили и читали по ролям стихотворения из 3-4 реплик.
-репродуктивное использование готовых реплик использовалось в подвижных играх с диалогическими текстами
- компьютерные программы
III этап «Конструктивный»
Строился с опорой на литературные тексты, но в играх и игровых упражнениях предполагалось свободное использование содержания литературных диалогов, употребление наряду с репродуктивной речью- продуктивной.
Пересказ по ролям:
- литературного произведения,
-отрывков увиденных фильмов (игровых, мульфильмов, спектаклей, игр-инсценировок по мотивам знакомых произведений, режиссерские игры (обычные и компьютерные,
-показ игр с телефоном.
- «озвучивание мультфильмов»
Используется прием «отраженной речи» :
-реплики персонажей сначала проговаривал взрослый, а дети повторяли за ним
Используются
-дидактические игры без готовых текстов для диалога, но предполагающие их использование (свободная передача услышанных диалогов).
4 этап творческий
Побуждение детей к самостоятельному построению диалоговых реплик.
Задание детям: «придумать» диалог в режиссерских и театрализованных, компьютерных играх
Особенность эксперимента было то, что первые три этапа повторялись циклично. Первый цикл был предназначен обучению детей диалогическому единству «вопрос-ответ», второй- «побуждению реакции на побуждение», третий цикл- «сообщение- реакция на сообщение».