Татьяна Дубинина
Адаптация старших дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, это прозвучит довольно странно, но адаптация к детскому саду детей старшего дошкольного возраста проходит гораздо сложнее адаптации малышей. И связано это с несколькими факторами.
1. ребенок попадает в уже слаженный коллектив детей, где все друг друга знают.
Публикация «Адаптация старших дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
2. если ребенок никогда раньше не посещал детский сад, то для него возникает очень много факторов стресса (чужое помещение, отсутствие родителей рядом, много разных детей, шум, определенный режим, правила и т. д.)
3. в старшем дошкольном возрасте ребенок имеет уже достаточно сформированный характер, у него есть определенные предпочтения, он может четко определять, что ему
нравится/не нравится и т. д.
Довольно распространенным является заблуждение взрослых, что ребенку проще найти общий язык с другими детьми, чем например незнакомым взрослым друг с другом. Это не так. С одной стороны, дети более открыты, но с другой, и это не секрет, они более жестоки. Они прежде всего стремятся взять от кого-то что-то, нежели отдать себя, а потому и не обратят внимания на новичка, пока он не сможет оказаться в чем-то полезном.
Конечно же, право первой скрипки в вопросе адаптации старшего дошкольника лежит на воспитателе. А потому стоит представить новичка детям и при этом настроив всех на позитив. Например: ребята! У меня отличная новость! В нашей группе появилась еще одна красавица (еще один веселый мальчик). Ее зовут. Она пока не знает, что и где у нас находится, давайте проведем для нее экскурсию. В процессе экскурсии дети должны сами рассказывать, что где находится. В идеале они могут параллельно озвучивать правила. Например, вот тут мы моем руки. Мы делаем это перед едой и после прогулки (тут воспитатель может как бы подталкивать детей к озвучиванию правил).
Далее, на основании той информации о ребенке, которую вы получили от родителей, можно пробовать включать дошкольника в компанию схожих по характеру детей. Можно давать совместные поручения и т. д. Главное правило: новичок не должен сидеть один без дела, только если он сам этого не захочет (а такое тоже может быть, ведь любой человек может устать от коллектива). Ребенок тогда будет хотеть ходить в сад, когда ему там будет интересно, когда у него появятся друзья или любимые игрушки. Новичок всегда должен быть в поле зрения воспитателя и в целях безопасности, и в целях сохранения психологического комфорта (чтобы можно было отследить настроение ребенка)
Особое внимание стоит уделить детям, которые никогда раньше не посещали детский сад. Для начала необходимо выяснить у родителей причину этого. В таком случае педагогу предстоит не меньшая работа по взаимодействию с родителями, ведь важно знать, почему ребенка не водили в сад раньше и почему привели сейчас, есть ли проблемы со здоровьем, как ребенок ведет себя с другими детьми (дома, на детских площадках и т. д.)
В вопросе адаптации старшего дошкольного не стоит пренебрегать взаимодействием с родителями. Не останавливайтесь только лишь на сборе информации о ребенке. Подскажите родителям, как они могут помочь своему чаду. Пусть каждый день они побуждают ребенка к активному наблюдению за другими детьми. А для этого можно просто давать задания. Самый простор пример – спросите ребенка: А сколько у вас девочек с таким же именем, как у тебя? ты не знаешь? а ты подойди к ребятам и спроси. Или: а в какие интересные игры любят играть ребята? Если родители будут проявлять интерес к детям в группе, к устройству самой группы, то этот интерес возникнет и у самого ребенка. А,как нам всем хорошо известно, если есть мотивация, то цель будет достигнута куда быстрее.
Если ребенок никогда раньше не посещал детский сад, то вряд ли его будут оставлять с первого дня на целый день. Но стоит сразу предупредить родителей о том, что адаптация пройдет тем быстрее, чем чаще ребенок будет общаться с другими детьми. А самое непринужденное общение происходит на занятиях музыкой и физкультурой. Там у ребенка ну никак не будет возможности остаться отстраненным. Необходимо донести до родителей информацию, что если они хотят, чтобы ребенок научился общаться с детьми, он должен общаться, он должен посещать детский сад.
Ну и напоследок стоит обратить внимание на преимущество педагогов в старших группах перед педагогами в младших. Новичок старшего дошкольного возраста испытывает больше доверия к воспитателю, чем новичок ясельного возраста. Ведь для старшего ребенка педагог сразу воспринимается как единственный приятель, который его безоговорочно принимает и вводит в группу. И вот этим преимуществом и надо пользоваться воспитателю. Если вы не потеряете это доверие, то сможете не только облегчить ребенку процесс адаптации, но и укрепить свой авторитет в его глазах.