Ольга Абызова
Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»
Актуальность:
Публикация «Обобщение опыта работы „Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и предупреждения становится неоспоримой.
Как учитель-логопед в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей.
Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы.
Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи, и заключающаяся в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр и упражнений, сокращение количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих на логопункт.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.
Цель проекта:
• абилитация речевых нарушений средствами развития мелкой моторики.
Задачи проекта;
• выявить детей и диагностировать уровень развития мелкой моторики;
• изучить теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет;
• разработать и реализовать систему упражнений по развитию мелкой моторики, способствующую развитию речевой активности и познавательных процессов;
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
• для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
• распространение опыта по данной теме;
Новизна заключается в том, что в своей работе использую систему игр и упражнений с пальчиками с детьми младшего дошкольного возраста, направленную на профилактику речевых нарушений.
Участники проекта:
• руководитель: учитель-логопед
• специалисты ДОУ
• родители
Сроки реализации проекта:
1 этап – подготовительный: сентябрь 2014г
2 этап – основной: октябрь 2014г. - апрель 2015г.
3 этап – заключительный: май 2015г
Данная цель предполагает следующие ожидаемые результаты:
• в ходе работы была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики детей, изучены теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет;
• разработана и реализована система упражнений по развитию мелкой моторики, способствующая развитию речевой активности и познавательных процессов;
• дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
• у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более компетентными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома:
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики, движения пальцев рук и кисти стали более точными при этом возросла и речевая активность детей.
Подготовительный этап:
• Диагностика уровня развития мелкой моторики.
• Был проведён контент-анализ теории и практики М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук, представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича, Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева «Физкультпривет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук, Ю. Соколова «Игры с пальчиками».
• Разработка плана занятий по развитию мелкой моторики.
• Подготовка материальной и методической базы (картотека пальчиковых игр и упражнений для детей данного возраста).
• Разработка критерий эффективности проекта.
Критерии эффективности:
1. Количество правильно произносимых звуков раннего онтогенеза
2. Количество слов в предложении.
3. Активный словарный запас.
4. Пассивный словарный запас.
5. Количество усвоенных пальчиковых игр и упражнений.
6. Наличие мотивации у родителей (анкетирование).
Основной этап:
• составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
• включение пальчиковой гимнастики непосредственно образовательную деятельность, в комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени;
• консультирование воспитателей по данной проблеме;
• работа с родителями : индивидуальные беседы, консультации: «Как правильно использовать пальчиковые игры», «Для чего нужны пальчиковые игры»;
• выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детейю
Заключительный этап
Анализ достигнутых результатов по критериям эффективности:
• количество правильно произносимых звуков раннего онтогенеза увеличилось;
• количество слов в предложении – от 3х и более;
• значительно пополнился активный и пассивный словарь;
• дети свободно и с удовольствием играют в пальчиковые игры;
• по данным анкетирования удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях
Выводы
Считаю, что цель и задачи в ходе реализации проекта были достигнуты.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук для профилактики речевых нарушений. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей, как к пальчиковым играм, так и к различным видам деятельности, увеличении произношения звуков раннего онтогенеза, обогащении активного и пассивного словарного запаса, развитии речевой активности в целом.
Проект является эффективным, оптимизирует образовательный процесс, малозатратный, выполним без дополнительных материальных вложений.
Использованные источники
1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трё х до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 96с.
3. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
4. Н. Л. Стефанова Комплексные занятия с детьми 3- 7 лет: Формирование мелкой моторики, развитие речи/Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2010.-261с.
5. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М. :ТЦ Сфера, 2006.-128с.
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.