МААМ-картинки

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры

Альмира Васильева
Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры
▼ Скачать + Заказать документы

Васильева А. Г.,

Воспитатель МБОУ ЦО «Наследие» с. Акбаш

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ И

ГРЫ[/b]

Современное направление образования в нашей стране ориентировано на формирование полноценной физически здоровой, духовно развитой и творческой личности, у которой сформированы ценностно-смысловые установки, личностные и гражданские позиции, социальные компетенции и система значимых социальных и межличностных отношений. Данный запрос сформулирован, как на государственном уровне в Федеральном законе «Об образовании в РФ», так и участниками образовательного процесса – родителями, педагогами и работниками образовательных организаций [9; 10].

Публикация «Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры» размещена в разделах

Также меняется социальная ситуация развития человека, отношения между людьми видоизменяются под воздействием информационных и технических факторов. Вследствие массового распространения электронных и мобильных устройств, интернет-ресурсов, возможностей виртуального общения, нарушаются естественные коммуникации, которые подменяются невербальным, опосредованным общением, качество которого постоянно снижается. Соответственно, актуальность приобретает проблема развития навыков общения у детей, начиная с раннего возраста, так как именно в этот период закладываются основы социальной адаптации ребенка.

К проблеме развития навыков общения у детей обращались многие ученые. Среди зарубежных можно отметить работы Р. Бернса, У. Джеймса, Э. Эриксона. В трудах соотечественников разработка данной проблематики представлена в исследованиях Б. С. Волкова, Е. Б. Громовой, Н. В. Клюевой, Л. А. Снегиревой, Н. М. Толковой, Л. В. Чернецкой [1; 2; 5].

Несмотря на различные подходы к определению общения, учеными рассмотрены его структура, виды, функции и закономерности развития. Также в исследованиях представлены методы и способы развития навыков общения, однако в большинстве случаев программы и технологии по их формированию разработаны для детей старшего дошкольного, а не раннего возраста.

Первой образовательной организацией, реализующей миссию развития и воспитания ребенка, становится детский сад, который располагает полноценными возможностями для формирования коммуникативных навыков. Именно дошкольная образовательная организация обязана познакомить детей с культурой общения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать речь и развивать навыки общения, что указано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Так, целевые ориентиры раннего возраста определяют, что ребенок должен владеть активной речью, включающей общение; уметь обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых; знать названия окружающих предметов; стремиться к общению со взрослыми и активно им подражать; проявлять интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им. При этом педагоги обладают всеми необходимыми средствами и технологиями развития навыков общения, одной из которых является игра [7].

Игра – это универсальное средство естественного развития ребенка раннего возраста, потому что она является основной ведущей деятельностью данного периода. Среди наиболее употребляемых видов игр в раннем возрасте можно выделить предметные, подвижные и сюжетные [8].

Вопросы, связанные с организацией и методикой игровой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов: Ю. Л. Вакуленко, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой, П. И. Поддъякова, Е. О. Смирновой, О. В. Чесноковой, Д. Б. Эльконина. Они указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы игры в дошкольном возрасте. Также ученые пришли к мнению о необходимости включения в мир игры детей раннего возраста, который рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Однако при всей изученности феномена игры конкретные методики организации и оценки их реализации для раннего возраста отсутствуют [4; 12].

Еще одним достоинством игры является его доступность для всех участников образовательного процесса, т. е. организовать игровую деятельность детей может, как педагог, так и родитель. Однако проведением игры как средства развития навыков общения должен заниматься педагог, т. к. именно к его функционалу относится диагностическая, профилактическая и развивающая виды деятельности, реализуемые через игру.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью развития навыков общения у детей раннего возраста средствами игры и отсутствием таковых апробированных программ в дошкольных организациях.

Отсюда, проблема нашего исследования: как использование игры влияет на развитие навыков общения у детей раннего возраста?

В ходе теоретического исследования и эмпирического эксперимента получены следующие результаты:

Теоретический анализ психолого-педагогической характеристики детей раннего возраста способствовал составлению заключения, что раннее детство – это период с 1 года до 3 лет, когда происходит наиболее интенсивное развитие ребенка. Его существенной особенностью является взаимосвязь физического и психического развития детей. В этот период наблюдается максимальный темп формирования навыков, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития ребенка. Одним из условий, обеспечивающих социальную адаптацию детей раннего возраста, является развитие навыков общения [1; 12].

Общение – это процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности и направленный на их удовлетворение. Общение в раннем возрасте обусловлено развитием и усвоением предметной деятельности, произвольного поведения, речи и самосознания [4].

К основным особенностям развития общения в раннем возрасте относят ситуацию сотрудничества со взрослым в ситуативно-деловой форме, развитие активной речи и формирование потребности и инициативы в общении со сверстниками, которое имеет форму эмоционально-практического взаимодействия. Поэтому при целенаправленном развитии навыков общения у детей раннего возраста необходимо учитывать, как особенности общения детей раннего возраста, так и возрастные и индивидуальные особенности их развития, в том числе новообразования и ведущий вид деятельности [2; 5].

Игра – это ведущий вид деятельности раннего возраста, позволяющий развивать необходимые навыки общения. Основными видами игр для развития навыков общения являются сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные игры и игры-драматизации, в которых ребенок совершенствует навыки общения, как в вымышленных, так и в реальных отношениях. Организация игры как навыка общения начинается с установления позитивного контакта, знакомства с игрой и сбор детей в игру [7].

Эмпирическую часть исследования составила анализ деятельности дошкольной организации по развитию навыков общения у детей раннего возраста, диагностика уровня развития навыков общения в раннем возрасте, разработка и реализация программы по развитию навыков общения средствами игры, а также оценка полученных результатов

Базой для исследования выбраны филиалы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Наследие» село Акбаш и деревня Уфа-Шигири.

Анализ деятельности «Центра образования «Наследие» по развитию навыков общения осуществлялся через наблюдение, изучение характеристики, планов и отчетности дошкольной организации, а также опроса родителей с помощью методики «Почтовый ящик».

Для диагностики развития навыков общения у детей раннего возраста были использованы методика диагностики коммуникативных способностей Н. Е. Вераксы, методика «Подели игрушки», методика изучения свободного общения Г. А. Урунтаева, наблюдение за общением дошкольников О. Е. Смирновой [6].

На основании проведенной диагностики, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группе наблюдается низкий уровень развития навыков общения, низкая интенсивность и чувствительность, а также негативный эмоциональный фон. Данные положения указывают на необходимость развития навыков общения в раннем возрасте и подтверждают поставленную нами гипотезу. Наиболее универсальной и естественной методикой развития для ребенка раннего возраста является игра, в которой дети и взрослые могут взаимодействовать непосредственно и успешно развивать необходимые навыки. При этом педагоги должны понимать, что проведение игр для развития навыков общения должно быть систематическим и регулярным, поэтому необходимо разработать программу по развитию навыков общения у детей раннего возраста средствами игры.

Разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего возраста и потребностями всех участников образовательного процесса. Отсюда, цель программы – развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры.

Сроки программы: 3 месяца (февраль – апрель).

Критериями оценки эффективности программы:

• интерес к окружающим людям и потребность в общении;

навык использования вербальных и невербальных средств общения;

• высокий уровень навыков сотрудничества со сверстниками;

• высокий уровень коммуникативных способностей;

• высокий уровень развития навыков общения – самоконтроль поведения, умение договариваться, интенсивность, избирательность и частота контактов.

Программа реализовывалась по трем основным направлениям: работа с детьми раннего возраста, которая включает различные виды игр и занятия по развитию навыков общения; работа с родителями – консультации, тренинги, круглые столы и практикумы; работа с педагогами – педсоветы, диспуты, методическая поддержка и общие мероприятия – совместные праздники, чаепития, мастер-классы, соревнования. Все мероприятия программы были целенаправленными, систематическими и регулярными.

В ходе оценки результатов реализации программы выявлено, что у детей раннего возраста в экспериментальной группе повысился уровень развития навыков общения, а также прослеживается положительная динамика характеристик общения – интенсивности контактов со взрослыми и сверстниками и позитивного фона взаимодействия. В контрольной группе показатели остались неизменными. Соответственно, разработанная нами программа по развитию навыков общения у детей раннего возраста средствами игры является результативной.

Следовательно, на основе анализа научной литературы и реализации программы развития детей раннего возраста мы пришли к выводу, что использование игр с детьми раннего возраста способствует развитию у них навыков общения, поэтому можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по развитию навыков общения у детей раннего возраста. Также данная работа может стать основой для дальнейших теоретических исследований и эмпирических разработок в контексте деятельности по изучению и развитию навыков общения у детей раннего возраста средствами игры.

Список использованной литературы

• Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М. : А. П. О., 2006. 102 с.

• Громова Е. Б. Формирование навыков общения со сверстниками у дошкольников // Воспитатель ДОУ. №5, 2010.

• Картушина М. Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников // Воспитатель ДОУ. №4, 2009. С. 41 – 52.

• Клюева Н. В. Учим детей общению : характер, коммуникабельность. Ярославль, 2006. 257 с.

• Кравцова Е., Бережковская Е. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование. 2005, № 3. С. 15 – 28.

• Куприна Н. Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 128 с.

• Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Ростов-на-Дону, 2012.

• Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М. : АСТ, 2009. 816 с.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01.01.14 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 33, ст. 4377. М. : Эксмо, 2013.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ст. 7598.

• Чернецкая Л. В Развитие коммуникативных способностей дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

• Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Издательский центр «Аккадемия», 2007. 384 с.

Публикации по теме:

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для родителей «Развитие речевых навыков детей раннего возраста» Нормы речевого развития дошкольников Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Анализ работы по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Анализ работы по самообразованию за 2016–2017 учебный год Постоянно повышаю свой профессиональный педагогический уровень. Стараюсь участвовать.

Пальчиковые игры как средство общения детей раннего возраста Пальчикоаые игры как средство развития речи детей раннего возраста. У детей в возрасте от 2-3 лет еще только начинает развиваться речь,.

Развитие навыков самостоятельности у детей раннего возраста Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей и воспитателей групп раннего возраста. Задача это довольно непростая, поскольку.

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в группах раннего возраста Значимость культурно – гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста Воспитание культурно – гигиенических навыков – это важная.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста (2–3 года) В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 11:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры» (включая файлы) размещена пользователем Альмира Васильева (УИ 1343459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД