Получи документы

Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей»

Наталия Заикина
Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Основы конструктивного общения

Гораздо проще стало бы людям достигать их разноплановых целей, если бы они научились общаться конструктивно. В нашем мире все основывается на общении: семья, бизнес, саморазвитие, взаимодействие с социумом, и если научиться азам конструктивного диалога, то укоротится путь к успеху как минимум в несколько раз.

Что такое конструктивный диалог и чем он отличается от обычного?

Публикация «Психологическая игра-тренинг „Основы конструктивного общения, Развитие навыков конструктивного общения у детей“» размещена в разделах

Если Вы ведёте беседу, не направленную ни на какую цель, то это обычная болтовня. Такая болтовня направлена исключительно на обмен информации без её осмысления. А значит, по итогу этого общения у человека остаются только эмоции: позитивные или негативные в зависимости от стиля общения.

Главное отличие конструктивного диалога заключается в обоюдном желании достичь единого взгляда и полного понимания, и пока цель не будет достигнута, собеседники не прекращают своё общение. И значит по итогу такого диалога у человека должно сформироваться некое осознание, которое улучшит его качество жизни.

Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

При конструктивном общении человек начинает видеть новые возможности в жизни, слышать ободряющие слова, заряжаться энтузиазмом!

Общение – чрезвычайно важная часть нашей жизни.

Если человек не умеет общаться – у него будут проблемы и в семье, и на работе. Все недопонимания возникают от недостатка общения.

Но обучаясь конструктивному общению – это ведёт к пониманию, взаимной дружбе, симпатии. И в семейной жизни в первую очередь!

Люди способны открыто обсуждать вопросы только тогда, когда чувствуют внимательную вовлечённость со стороны собеседника.

В словах есть сила!

Повторение – метод программирования в общении (исследования психолога)

Каждая женщина обязана придавать огромное значение своим словам, ведь они проникают в сознание вашего мужа и откладываются в подсознании. Каждая женщина ежедневно программирует мужа, но как она это делает, – сознательно или неосознанно, – зависит от нее самой.

У нее для этого есть все возможности. Она ежедневно общается с мужем, ежедневно заряжает его своим настроением, портит ему нервы или, напротив, вдохновляет!

Опять же, жена самый близкий человек, и муж, хочет он того или нет, больше всего подвержен ее влиянию.

Каждый психолог, работающий с людьми, проводит собственные исследования. Женщина может перепрограммировать мужа как в полного неудачника, так и в успешного мужчину. Это относится и к детям. Насколько сильно мама будет оказывать влияние на ребенка, таким он и вырастит.

Задачей каждой женщины является научиться сознательно влиять на своего мужа.

Если долго повторять одну и ту же фразу – она войдет в подсознание и станет частью вашей личности. помимо вдохновения мужа, нужно уметь вдохновлять и любить себя.

Конструктивное общение состоит из:

- умения слушать;

- способности понять смысл услышанного;

- желания получать новую информацию, знания;

- доброжелательности, приветливости;

- спокойно отстаивать свою точку зрения;

- умение не навязывать своё мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.

Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:

- решать возникшую проблему;

- обсудить совместные действия;

-для развития личности;

- как средство поддержки;

-для получения новой информации, опыта;

- для приятного общения.

Каждый человек-это индивидуальность и каждый человек может быть мне интересен по-своему в той или иной степени. Но научиться чему-либо у всех сразу не возникает желания. Обычно выделяются те люди, с которыми есть что-то общее - цели, интересы, вкусы.

Основное правило, которое формирует навык конструктивного общения— это…Умение слышать!

Это очень простое правило, и, тем не менее, соблюдается оно крайне редко. Вы думаете, что слышите своего собеседника, но зачастую Вы его просто слушаете. А это совсем не одно и то же.

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взрослому при общении с ребёнком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребёнок их услышал. Так же взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребёнка.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству.

Позитивное, эффективное общение с ребёнком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

• Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я – сообщение», «Я – высказывание».

• Метод «Активного слушания» внутреннего мира ребёнка, мира его чувств.

• Не оценивает личность ребёнка, а говорит о его нежелательных действиях.

«Я – высказывание» – это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало.

«Я - высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

«Я - высказывание» – это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения.

После «Я - сообщения» взрослый часто использует просьбу.

«Я - сообщение» – это способ регуляции собственного эмоционального состояния; предполагает уверенное поведение вместо агрессивного.

«Ты - высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты - высказывания» взрослый часто использует угрозу или приказ.

Представьте ситуацию.

Вика (5 лет) взяла мамину помаду и вымазалась вся, оставив от помады неэстетичный «пенечек». Как бы вы поступили?

Мама: – Как ты посмела взять мои вещи! Ты еще слишком мала, чтоб красить губы. Ты все испортила. За это будешь наказана!

Вика: – … (слезы, обида на маму, а значит – полное отсутствие раскаяния)

Будьте уверены: завтра будет испытана мамина пудра, и столько энергии, потраченные на сердитый тон и повышенный голос, пропадут зря.

А теперь «почувствуйте разницу».

Мама: – Я очень расстроена, потому что ты взяла мою вещь без разрешения. Я бы хотела, видеть свои вещи в целости и сохранности.

Вика: – Ну мамочка, вот я вырасту, стану артисткой, и не буду знать, как пользоваться помадой. Надо же попробовать!

Маме остается умильно улыбаться.

Практические упражнения.

Тренировка в построении “Я - высказывания”.

Упражнение 1. Выбрать «Я - высказывание»

Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что вы так разговорились, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».

Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.

Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дёргать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

Навык «активного слушания»

«Активное слушание» – это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют.

Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

«Активное слушание» помогает родителям видеть за внешним поведением ребёнка его скрытые стремления, желания, интересы.

«Активное слушание», так же как и «Я- сообщение» делает удивительную вещь для ребёнка – он сам принимает решения.

Овладение взрослым навыками «Я - высказывание», «активное слушание» позволяет наладить с ребенком позитивное и эффективное общение. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса.

То, что все мы умеем разговаривать и общаться, еще не означает, что мы делаем это профессионально. Коммуникативным навыкам, конструктивному общению так же необходимо учиться, как, например, методике преподавания математики или рисования.

Специалистами давно уже доказано, что невозможно научиться эффективно общаться, слушая лекции и не практикуясь. Коммуникативный тренинг позволяет приобрести различные навыки, необходимые для успешного общения на работе и в жизни.

Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения у детей.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…» (для детей)

Материал: клубочек

Инструкция: посмотрите внимательно на вашего соседа слева. Подумайте, чем он сегодня похож и не похож на вас. Каждый из вас скажет своему соседу такую фразу: «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…» и передаст клубочек соседу. Говорить будем по очереди.

Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что.» (для детей)

Инструкция: Нам надо друг друга поблагодарить за хорошую работу. Мы сделаем это так: каждый для своего соседа справа продолжит фразу: «Оказывается, ты очень хороший потому что…»

1. Все люди – разные, но в них много похожего.

2. В каждом человеке есть хорошее и плохое; нет только хороших или совсем плохих людей.

3. Узнать человека можно только пообщавшись с ним. Встречаем по одёжке, провожаем по уму.

1. Невербальное общение. (без использования слов)

Упражнение “Передай другому. ”

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди, каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение.

• Легко или трудно было передавать предмет?

• Кому легко?

• А в чем были трудности?

• Легко или трудно было отгадывать предмет?

• Кому было легко?

• А в чем заключались трудности?

2.. Наблюдательность в общении.

Упражнение “Что помню?”

Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

Обсуждение.

• Легко или трудно было описывать внешность?

• В чем были трудности?

• Почему?

• Что легче всего вспоминается?

• Что труднее?

• Кому было легко выполнять это упражнение?

• Почему?

3. Умение слушать другого.

Упражнение “Спина к спине”

Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Упражнение “Ассоциация”, направленно на развитие конструктивного взаимодействия и группового сплочения.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: “На какой цветок он похож?”, “На какой вкус?”, “На какую песню?”, “На какую книгу?” и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5, после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - вырывает из игры.

Обсуждение.

- Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

- Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими - другим людям.

Упражнение “Сиамские близнецы” (упр. на взаимопонимание и доверие)

Каждой паре (семье) дается большой лист бумаги. Один партнер с завязанными глазами рисует, другой с открытыми глазами управляет его рукой. Руки участников связаны бинтом или лентой. Затем происходит обмен ролями.

1. Почему вы выбрали именно этот рисунок?

2. Легко ли было выполнять задание с человеком, кому доверяешь?

Упражнение “Паутинка” (на окончание)

Все участники встают в круг, передают клубок ниток с пожеланием “Я желаю тебе (Вам) …”.

Образовавшаяся паутинка символизирует понимание друг друга, сплоченность и доверие.

Тест “Умение слушать”

Инструкция: На каждый из нижеприведенных вопросов следует дать один из пяти вариантов ответа: “почти всегда”, “в большинстве случаев”, “иногда”, “редко”, “почти никогда”.

Вопросы.

1. Стараетесь ли Вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное его выражение спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малоизвестным человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Обработка результатов:

• “почти всегда” — 2 балла,

• “в большинстве случаев” — 4 балла,

• “иногда” — 6 баллов, “редко” — 8 баллов,

• “почти никогда” — 10 баллов.

Какова сумма набранных вами баллов?

Трактовка результатов:

Обработка: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Более 62 баллов – “выше среднего уровня”. Средний балл-55.

Если вы набрали более 62 баллов, то данная тема для вас неактуальна, если вы набрали от 55 до 62 баллов — вы слушатель “среднего уровня”, рекомендуем вам использовать приемы правильного слушания и развивать навыки правильного слушания. Если вы набрали менее 55 баллов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить записи, которые вы сделали на занятии и постоянно использовать предложенные рекомендации в практической деятельности.

Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”.

Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы!

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Речевые формулы для конструктивного общения с родителями Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта? - Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… - Спасибо, что Вы обратились.

Цикл занятий по программе М. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Занятие №3 Автор: Ташлыкова Е. Занятие №3 Цель: 1. Развитие произвольного внимания. 2. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного.

Цикл занятий по программе М. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Занятие №4 Занятие №4 Цель: 1. Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. 2. Развитие внимания, быстроты мышления. 3. Развитие.

Цикл занятий по программе М. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Занятие №5 Занятие №5 Цель: 1. Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения фонематического слуха. 2. Развитие внимания, речи, темпа мышления.

Цикл занятий по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» Занятие №2. Конспект занятия по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» Цикл занятий по программе.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры Васильева А. Г., Воспитатель МБОУ ЦО «Наследие» с. Акбаш РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ[/b] Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей»
Опубликовано: 3 января 2018 в 22:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Заикина (УИ 58277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД