Надежда Золотарева
Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие музыкально-двигательного творчества
при восприятии классической музыки»
Золотарева Надежда Михайловна
музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 23 «Радость»
Серпухов
Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, и даже о личностных свойствах.
Публикация «Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки» размещена в разделах
С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, рассказывал о происходящих событиях.
Цитата: «Если любопытный человек разложит пляску на элементы, то ему бросится в глаза, что каждый, самый незаметный ее прием и коленце что-то изображает» [Голейзовский К Я. : «Образы русской народной хореографии», с. 270].
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве.
Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем не сравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.
Музыкальное движение может рассматриваться как в широком, так и в узком значении.
1. В широком значении это понятие объединяет все виды движения, связанного с музыкой, - это народный, бытовой и сценический танец, ритмическая гимнастика, аэробика и т. д.
2. В узком значении это метод музыкального движения А. Дункан.
Суть метода состоит в воспроизведении музыкального эстетического переживания с помощью свободных, естественных пантомимических движений.
Язык естественных выразительных движений – один из самых привлекательных. Он прост и доступен детям любого возраста.
В структуре музыкального движения выделяют три части:
1) Основные движения – все виды шага, бега, прыжков
2) Поставленные педагогом музыкально-образные этюды и танцы
3) Творческие этюды
В музыкально-ритмическом движении на образную музыку становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно и способствует развитию у них творчества и воображения.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования» и абстрактностью языка.
Еще Л. С. Выготский отмечал, что детское воображение имеет двигательную природу, т. е. ребенок воссоздает образ посредством собственного тела.
Проблема: наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий : либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. Детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, скованы, они будто боятся отступать от выученных образцов.
Вероятно, причина заключается прежде всего в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения. Выразительные значения им не разъясняют. Дети лишены той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения.
Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Освоение двигательных навыков происходит в основном в процессе разучивания танцев; объем движений определяется потребностью использования их в той или иной композиции.
Можно предположить, что развитие музыкально-двигательного творчества будет более эффективным, если систематически вводить творческие задания в процессе восприятия детьми музыкальных произведений. В данном случае двигательному творчеству будет способствовать сама музыка, осознанное отношение к ней. Ведь именно в процессе восприятия у ребенка есть возможность проанализировать музыкальное произведение, услышать и прочувствовать его характер, настроение, нарисовать в воображении картины услышанного, а затем в движении выразить свои впечатления.
При этом целесообразно использовать полноценный музыкальный материал.
Музыка должна быть высокохудожественной, оказывать воспитательное воздействие, приобщать к культурному музыкальному наследию. Таким музыкальным материалом является классические музыкальные произведения.
Какие могут быть предложены методы и приёмы.
Методы могут быть традиционные.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЙ СЛОВЕСНЫЙ НАГЛЯДНЫЙ
Упражнение. Рассказ. Показ движений, танцевальных композиций.
Убеждение средствами музыки. Описание. ТСО.
Неоднократные повторения. Объяснение. Видеоматериал.
Творческие задания. Оценка.
Указание.
Хотелось бы подробней остановиться на некоторых практических приемах.
1. Пантомимические загадки.
После прослушивания характерного музыкального произведения (педагог не называет его) в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются понять и назвать изображаемого персонажа (С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»).
2. Немое кино.
После разбора музыкального произведения попытаться под музыку движениями выразительно рассказать, передать содержание произведения, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи», «Длинноухие персонажи»).
3. Моделирование танцевальной композиции. Изображение характера, настроения музыкального произведения с помощью мимики и жестов (Э. Григ «Ручеек», этюд «Божьи коровки» на музыку П. И. Чайковского).
4. Создание двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»).
5. Создание двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»).
6. Передача эмоционального состояния в зафиксированном движении «Волшебное покрывало», «Фотография».
7. Спонтанный отклик на звучащую музыку : без предварительного прослушивания попытаться просто подвигаться под звучащую музыку (Ф. Шопен «Вальс», С. Прокофьев «Сказочка»).
В заключение мне хотелось бы привести слова Л. С. Выготского
«Создание творческой личности, устремленной в будущее подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем».
Список литературы
1. Блохина О. В. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества. БелРИПКППС. – 2008г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. -1981г.
3. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М., 2004г.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Москва, Просвещение, 2005 г.
5. Радынова О. П. Слушаем музыку/ О. П. Радынова. – М. :Просвещение, 1990г.
6. Хуторский А. В. Развитие творческих способностей. - М. : Владос, -2000 г.