Наталья Михайленко
Развитие воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется наиболее ярко и интенсивно, так что многие психологи рассматривали его как изначально детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Истоки воображения, как и других психических процессов, лежат во взаимоотношениях ребенка со взрослыми.
Воображение возникает и формируется в игре, затем переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинениях сказок и стихотворений.
Воображение является основой творческих способностей, которые характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач. С возрастом воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. Словесное творчество открывает большие возможности для развития речи и воображения дошкольника. Оно возможно в процессе литературного развития, богатства литературного опыта ребенка. Деятельностная природа ребенка предполагает активное использование своего опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. В программе «От рождения до школы» авторы указали, что «в 6-7 лет продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Высшей формой самостоятельности воображения является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству, этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников. Учитывая вышесказанное, перед воспитателем стоит задача в соответствии с «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» осуществлять работу его развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников, а, следовательно, и развития детского словесного творчества.
В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческое воображение детей.
Исследования показали, что специально организованные условия развития воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества дают вполне ощутимый положительный результат. Развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества будет проходить эффективно, если:
-приобщать детей к словесному творчеству, формируя у детей интерес и положительное отношение к словесному творчеству;
-расширять опыт детей, используя различные формы словесного творчества;
-развивать у детей специальные умения, обеспечивающие развитие словесного творчества.