Карлыгаш
Мастер-класс для педагогов «Нейроигры как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Павлов И. П.
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. Вовлечь педагогов в словесную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу ведущего мастер-класса, игровой метод.
Материалы и оборудование: карты-схемы, карандаши, фломастеры, карточки с заданиями для рук, игровое поле для игр.
Ход:
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребёнка, как психически, так и физически.
Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей.
Современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматический ослаблено. Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений. Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, не сформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие; невнимательные; гиперактивный; плохо ориентируемые; с ЗРР, ЗПР и т. д. Что же с этим делать? Я все время нахожусь в поиске интересных форм работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию. Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.
Сегодня я хочу поделиться с вами уважаемые коллеги, своим опытом работы и провести мастер-класс по теме «Нейроигры как средство всестороннего развития дошкольника»
В современном мире технологий и информации дети сталкиваются с разнообразием игр и развлечений. Однако, среди множества развивающих упражнений выделяют нейроигры – уникальный способ развития детских умов.
Нейроигры – это специально разработанные задания, направленные на стимуляцию умственной активности и укрепление нейронных связей. Они комбинируют в себе элементы обучения и развлечения, создавая непревзойденный инструмент для разностороннего развития детей.
Основные характеристики нейроигр
Принцип действия таких упражнений заключается в телесноориентированности, то есть воздействие на работу мозга осуществляется через определенную активность тела. Большинство ученых отмечают, что манипуляции рук влияют не только на качество речи, как высшую психическую функцию, но и на многие другие процессы нервной системы.
Нейроигры способствуют:
Развитию когнитивных функций и межполушарного взаимодействия.
Активации творческого мышления, поиску нестандартных подходов.
Улучшению моторики и координации рук, что важно для формирования навыков письма.
Использованию разных сенсорных каналов, таких как зрение, слух и даже осязание, что усиливает восприятие и запоминание материала.
Регуляции эмоционального состояния — помогают успокоить ребенка, справиться с эмоциями и переживаниями.
Таким образом, нейропсихологические игры стимулируют взаимодействие между полушариями мозга и представляют собой эффективный инструмент для развития детей и коррекции поведения.
Все игры и задания можно условно разделились на несколько основных видов, а именно:
Нейрогимнастика
Это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Они сочетают в себе гимнастику не только для рук или пальцев, а задействуют все тело. Например: встать, прижать ухо к плечу, другой рукой нарисовать в воздухе круг, потом поменять руку и повторить.
Сейчас предлагаю выполнить упражнение «Кнопка мозга». Правую руку положили в область пупка и поглаживаем по часовой стрелке. А левую руку кладём на голову и тихонько похлопываем. Эти движения повторяем одновременно. Затем меняем рук
Кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика.
Игры для рук и пальцев способствуют активизации мозга. Кинезиологические упражнения намного сложнее, чем простые пальчиковые игры, они способны «разбудить» мозг в буквальном смысле этого слова. Такие упражнения подходят для школьников и даже взрослых. Например, игра «Кулак-ладонь»: обе руки на столе, одна сжата в кулак. Менять одновременно положение рук, сначала медленно, увеличивая постепенно темп.
-Упражнения с шнурками;
- Упражнения с стаканчиками;
- Упражнения с лентами.
Игры с мячом и су-джок
Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Это может быть просто перекидывание друг другу мяча, попадание в кольцо или футбол. Су-Джок — терапия, в которой использует на занятиях, динамических паузах, играх, эстафетах.
Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Это может быть просто перекидывание друг другу мяча, попадание в кольцо или футбол. Су-Джок — терапия, в которой используется набор массажных мячей и металлических колец. Их можно просто катать между ладонями или по телу.
Игра «Быстро схвати»
Игра «Займи место»
Игра «Кто быстрее соберёт»
Игра «Разложи по цвету»
Игра «Попади в фитбол» (или любую другую цель)
Нейротренажеры
Нередко для занятий требуются различные приспособления, которые помогают улучшить результат и заинтересовать ребенка:
Координационная лестница и нейроковрик, нейромячик, нейроскакалка, подушка балансир - это своего рода удобные и компактные тренажеры для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости.
Упражнения заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее.
Координационная лестница и нейроковрик для детей являются ценными тренажёрами для физического воспитания подрастающего поколения. Занятия:
• улучшают координационные способности организма;
• развивают скорость, силу и прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентирование в пространстве;
• формируют правильную осанку;
• помогают ребенку осознать природу ходьбы, прыжков и бега;
• дают навыки преодоления препятствий и способов сохранения равновесия;
• формируют привычку вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой и спортом;
• укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую систему и опорно- двигательный аппарат.
Нейротренажер "Восьмёрка" повышает концентрацию внимания, развивает панорамное зрение, что улучшает восприятие пространства. Работа с тренажером основывается за наблюдением траектории движущегося шарика одновременно с работой рук, что вызывает успокаивающий эффект, снижает стресс. Иногда такой тренажер используют для медитаций.
Балансир с лабиринтом требует не просто умения удерживать равновесие, но и сосредоточенности для прохождения задания.
Кинезиологические или сенсорные мешочки, наполненные природным материалом. Как правило, упражнения м мешочками сочетаются с упражнениями с балансировочными досками. Мешочки подбрасывают и перекидывают друг другу, при этом следя глазами, поворачивая корпус и т. д.
Межполушарные доски. Это деревянные доски небольшого размера с двумя зеркальными лабиринтами. Для их прохождение применяют стилусы или специальные ручки. Выполнять упражнение нужно сразу двумя руками, что укрепляет межполушарные связи и повышает работоспособность всего мозга.
Полоса препятствий
Такие задания можно придумать самостоятельно, варианты ограничиваются только фантазией. Сюда относятся, лабиринты, туннели из стульев, можно использовать обручи и покрывала. Задача ребенка — найти наиболее оптимальный путь преодоления преград и добраться до конца.
Дыхательная гимнастика
Этот вид гимнастики не только влияет на речевые способности, но и повышает общий тонус организма. Можно дуть через соломинку на бумажки, задувать свечи, сдувать перышки и вату и др. Например:
- «Задуй свечу»
- «Запусти самолётик»
- «Кто быстрее сдует змеек»
Нейромоторные упражнения
Рисование сразу двумя руками способствуют укреплению межполушарных связей. Можно обводить пунктирные линии или рисовать самостоятельно различные фигуры правой и левой рукой одновременно.
Многие из этих упражнений достаточно сложные даже для взрослых, но после регулярных тренировок выполнять их будет каждый раз легче и интереснее. Такие игры способны формировать новые нейронные связи, координировать движения, активизировать работу мозга. Важно выполнять действия, начиная с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Нейроигры для детей 3 - 4 лет
Сыщик»
На полу раскладываются парные картинки в две кучки. Задача ребенка сразу правой и левой рукой отыскать пару.
«Ритм»
Перед ребенком выкладывается цепочка из трех геометрических повторяющихся фигур, например круги. На каждый их них нужно один раз хлопнуть. Потом добавляется новая фигура, квадрат, и новое движение, например, сложить руки в кулак. Нужно выполнить всю цепочку соответствующих движений. Далее можно добавлять фигуры, менять местами и составлять новые ритмические рисунки.
«Твистер»
Игра похожа на классическую, но задействовать нужно только ладони. Полей должно быть два, для каждой руки. Можно использовать цветной кубик. Когда выпадает определенный цвет, ребенок должен найти соответствующие круги на поле и положить ладони на это место.
Нейроигры с детьми 4-6 лет
Игра «Цапля»
Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Такая игра эффективно воздействует на стопу. Осуществляется ее самомассаж. Игра способствует активизации подвижности стопы, суставов и пальцев ног.
Дидактические нейроигры
«Прищепки»
Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты»
Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
«Кристаллы»
Игра представляет собой большое поле (45 на 45 см., на которое нанесены квадраты, указаны стрелочки и разложены цветные кристаллы. Играют два игрока. Они передвигают фишки от старта к финишу и собирают кристаллы. Для определения количества ходов используют кубик. При этом игрок должен в слух произнести, сколько ему клеток и в каком направлении нужно пройти. Например: «Три клетки прямо, повернуть на одну клетку налево и две клетки вверх». Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.
Нейроигры для детей 5 - 7 лет
«Грибник»
На полу раскладываются фигурки животных и птиц. Ребенку даются две корзины, нужно разложить все предметы по группам разными руками. При этом нужно произносить звуки, которые они издают.
«Каталочка»
В одну руку ребенка вложить шарик, а в другую карандаш. Нужно катать предметы по столу, не выронив их, таким образом: шар - по кругу, карандаш - вперед-назад.
«Золушка»
Подготовить два пустых стакана и два стакана с фасолью или небольшими шариками. Задача ребенка доставать сразу двумя руками зерна, затем левой рукой класть в правый стакан, а правой — в левый. Далее хлопок в ладоши и действия повторяются пока все не будет разложено.
«Дартс» (с подушкой балансир)
Для улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности, развитие всех психических функций, в том числе речи, где ребёнок является главным героем, использую нейросказки.
Сказка «Городской парк»
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)
Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики»)
Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)
Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны»)
Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки»)
А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)
и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. («рыбки»)
Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)
Сказка «Две обезьянки»
(дети сидят за столами, руки на коленях)
«Жили-были две озорные обезьянки — Мики (левый кулачок на стол)
и Кики. (правый кулачок на стол)
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. («кулачок-ладошка»)
По дороге они встретили, ежа с ежатами. («ежик»).
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки»)
Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»).
Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им. («кулак» — «ладонь» — «ребро»)
А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)
Сказка «Два котёнка»
(дети сидят за столом)
Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок. (Дети показывают правый кулачок)
Он очень любил прогуливаться по своему саду. («кошка»)
В саду росли высокие деревья («деревья»)
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться. («кошка» — правой рукой)
И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок. («кошка» — левой рукой).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. («кошка» в быстром темпе).
Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом. («кошка» с одновременной сменой позиции)
И тут Снежок нашёл на траве кольцо. («кольцо», «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)
Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.
(«кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним. («кошка»)
И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру. («ладушки-оладушки»)
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать. («лезгинка»)
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд. («лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой. («кошка»)
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды. («фонарики»)
Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули. (вытянуть пальцы из кулачка)
Кинезиологические упражнения:
«Дерево» руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками.
«Лес» руки вверх, пальцы растопырены в стороны
«Фонарики» фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать.
«Дом» пальцы рук соединить под углом друг с другом.
«Дом с трубой» пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить –это труба.
«Солнышко» пальцы расставлены от себя
«Окошко» большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук
«Бутон» руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону
«Колечки» поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
«Лодочка» обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням.
«Рыбка» пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец.
«Замок» ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести.
«Олень» 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены
«Ежик» поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Зайчик» 2 пальца (указательный и средний вверх)
«Кулачок-ладошка» левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук
«Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»
«Кулак» — «ладонь» — «ребро») поочередная смена
«Лезгинка» левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
«Кошка» последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»
«Кольцо» поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»
«Лягушка» последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»
«Дождик»: встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз
«Улитка с домиком» исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади
«Ухо — нос» левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот
«Шипы» руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны
«Гости» «шагают» пальчиками по коленям или по столу
«Бабочка» руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки
Нейроигры представляют собой не только увлекательное развлечение для детей, но и эффективный инструмент развития. Используя инновационные методики и технологии, эти игры стимулируют многие умственные процессы.
- Ребенок учится чувствовать пространство и свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
- Мы вспомнили, что такое двигательные качества.
- Пробовали овладеть новой технологией
- Большое внимание уделили ловкости и на практике применили стандартно-повторный метод и метод вариативного упражнения.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Чаще всего это возраст от 4 лет и старше.
Многое мы успели сегодня сделать, а значит есть мотивация-подбирать упражнения в зависимости от поставленной задачи и подготовленности занимающихся и прод