Галина Гамагина
Развитие воображения дошкольников старшего и подготовительного возраста при помощи словесного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие воображения, что позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. В процессе данной работы задействованы практически все образовательные области: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная и речевая. Творчество тесно связано воображением, поэтому, мы попытались создать условия для развития воображения. Для этого поставили перед собой цель: развивать воображение не просто как процесс свободного фантазирования, а как особую форму активности ребенка, направленную на создание чего-то нового. В процессе работы остановились на таких формах, средствах, методах и приемах, которые вызывают эмоциональный отклик у детей и дают положительные результаты, это совместная деятельность педагога и детей, а также детей и родителей.
Публикация «Развитие воображения дошкольников старшего и подготовительного возраста при помощи словесного творчества» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из наиболее эффективных средств развития воображения является детская поэзия. Мы не только учим стихи известных поэтов, но и пробуем сочинять сами: на прогулке, когда наблюдая за каким-либо предметом или явлением; в процессе свободной деятельности. На прогулке, наблюдая за первыми почками на деревьях, у нас появились вот такие строки:
На ветке появилась почка – пушистый маленький комочек.
Быть может, это ветки дочка, а может, дерева сыночек.
Укрылся шубкою лохматой от темных и холодных ночек –
Сыночек дерева иль дочка - зеленый бархатный листочек.
На нашем участке, где мы с детьми гуляем, растет береза. Мы наблюдаем за ней в любое время года и вот в прошлом году вместе с детьми сочинили
такие строки:
У нас на участке березка растет
Наш ветер степной ей песни поет.
Снежинки ее укрывают зимой,
Сережки ее украшают весной.
Нарядна, красива березка весь год!
Нет дерева сердцу милей и родней…
Березонька наша расти поскорей!
Прочитав наши стихотворения можно узнать, какие происходят изменения в природе с приходом очередного времени года:
Весна
Солнце стало припекать
К нам весна пришла опять.
Побежали ручейки
По тропинкам до реки.
Прилетели к нам грачи,
И тепло нам принесли.
Вот тропинки на участке
Быстро стали подсыхать
Значит скоро, значит скоро
Выйдем вместе мы гулять.
Подвести детей к «сочинительству» нам помогло знакомство с рифмой. Для этого мы используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое для понимания специфики стихотворной речи и для выразительной декламации стихов.
Формирование творческого рассказывания – процесс длительный и трудоемкий. Для его успешного осуществления мы используем множество интересных приемов. Так, на протяжении ряда лет мы предлагаем детям старшей и подготовительной группы придумать маленькие сказки и стихи и проиллюстрировать их, выбор темы – произвольный. Задаем детям первую строчку, а далее дети включаются в работу строчку за строчкой так и рождаются наши стихи и рассказы. Все стихи, которые сочинили в группе, я записываю, не меняя ни одного слова. И конечно к этим стихам вместе с детьми рисуем иллюстрации. Так мы оформляем книгу творческих работ.
Сидел Вася на окошке
И глядел в весенний сад.
Думал Вася ни о кошке,
А о птицах на ветвях.
Птички прыгая на ветках,
Наслаждались ясным днем.
Ну а сидя на окошке
Вася думал об одном:
Как бы выйдя на охоту
И полакомиться там
Все ушли ведь на работу
Мне бы прыгать по дворам.
Хочу отметить, что наша работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Мы предлагаем родителям присоединиться к совместному творчеству, сочинить вместе с детьми двустишья, четверостишья. Творческие работы выполняются дома: спокойная семейная обстановка способствует концентрации мысли. Еще одним положительным моментом является то, что родители помогают устранить речевые ошибки, придать стихотворению законченный вид и эстетически оформить работу.
Когда все работы готовы, проводится «Конкурс маленьких поэтов». На доску прикрепляются рисунки. Звучит музыка и на ее фоне каждый ребенок знакомит детей со своими стихами. С каким вниманием слушают дети друг друга!
Вместе с воображением развиваются и литературные способности детей, они учатся выступать, работать на публике.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Речь детей становится более выразительной, что безусловно поможет им в школе.
Такая творческая деятельность формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном общении дети также начинают широко использовать лексическое богатство родного языка.
Стихотворение – самый доступный для детей текст. Заучивание стихотворений тренирует память ребёнка, расширяет кругозор, развивает речь способствует более легкому усвоению знаний. И еще немало важно, дети не всегда охотно запоминают программные стихи, а вот свои – собственно сочиненные, помнят очень долго и рассказывают их с удовольствием.
Может быть, это увлечение получит дальнейшее развитие.