Ирина Храпковская
Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста дети ярко воспринимают красоту вокруг, будь то красивая музыка, ритмичное стихотворение, явление природы или плод творческого труда человека. Также все без исключения дети стремятся творить! Художественно-эстетическое развитие – важнейшая составляющая гармоничного воспитания. Квалифицированный специалист в данной области должен понимать, что познание прекрасного индивидуально и многогранно, здесь нет строгой системы воспитания. Кроме того, согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования, одной из главных целей педагога является развитие личности, способной на самоопределение и самореализацию. Значимой задачей для результативной педагогической деятельности является развитие эмоционального мира ребёнка [1].
Публикация «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В своей работе я попыталась осуществить оптимизированное и современное обучение при работе над проблемой «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интегративном взаимодействии музыки, изобразительного искусства и художественного слова».
Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства (Л. С. Выготский) [2]. Для ребенка естественна синкретическая ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей амплификации общего и художественного развития дошкольников, развитие их творческих способностей (К. В. Тарасова) [3].
В основу моей работы положены современные теории в области педагогики и психологии: содержание и технологии личностно- ориентированного образования (Е. В. Бондаревской, В. Г. Фоменко) [4]; понимание художественной деятельности как способа освоения культурных ценностей (Е. В. Квятковский, Б. М. Неменский) [5]; рассматривание искусства как уникального средства развития у ребенка эмоционально-целостного и творческого отношения к миру (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский) [6]; признание возможности синтеза искусств, в становлении личности ребенка и его творческих способностей (Б. П. Юсов, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева, Н. Г. Пешкова, Н. В. Корчаловская) [7] .
В течение нескольких лет, работая над темой эмоционально-творческого развития личности ребенка средствами искусства, мною были разработаны задачи и основное программное содержание для детей дошкольного возраста. Данная система работы рассчитана на детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на занятиях, строились во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяло ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению от воображения к творчеству.
Задачи:
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними;
- подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в художественно-творческой деятельности;
Задачи конкретизировались на каждом возрастном этапе с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий детей. В контекст работы введена музыкальная игра-драматизация.
Искусство синкретично в своих истоках, как и детское творчество. Игра-драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма синтетического искусства, которая доступна детям.
Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для игры перевоплощения в образ того или иного персонажа, превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как показывает опыт, дети великолепно включаются в игру, «входят в роль», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».
Объединение в этом виде синтетической деятельности нескольких видов искусства, основанное на наличии универсальных компонентов художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественно-творческого развития детей. Музыкальные игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомимику, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа.
Важно, что игра-драматизация – это коллективное и совместное со взрослыми действие, здесь возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.
Раскрытию эмоционально-художественной сферы и творческих способностей детей способствовала работа в театральной студии «Теремок». Данная работа строилась исходя из следующих этапов:
Первый этап: направлен на формирование интереса к театрально-игровой деятельности. В этот период важно было обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах:
- создание развивающей предметно-пространственной сферы, обеспечивающей театрализованную деятельность детей;
- первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;
- расширение круга представлений о театре, обогащение его новыми впечатлениями, накопление опыта.
Работа на этом этапе начиналась с погружения ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, детский кукольный театр би-ба-бо, затем совместно со взрослым продолжается в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном).
Впечатления детей закреплялись в тематических беседах и занятиях на различные темы, например, «Что такое театр?», «Что мы видели в театре?», «Кто такие актеры (режиссер?»
Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений. На данном этапе работы я расширяла кругозор детей за счет увеличения информации, обеспечивали усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, формировали целостное видение сюжета и образа, представление детей о композиционном построении театрализованного действия.
Реализации этих задач в работе с детьми способствовало использование как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.
Чтобы дети могли воплотить сюжет или образ воспринятой сказки, они должны владеть техникой внешнего воплощения образа, средствами интонационно-пластической выразительности.
Третий этап – это формирование театрализовано-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На данном этапе дети приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных играх, в музыкальной игре - драматизации, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии. Этому способствуют серии заданий «Если бы я был режиссер» и «Если бы я был актер», которые включают в себя специальные упражнения, направленные на овладения детьми техникой воплощения образа и сюжета.
В серии «Если бы я был актер» обучение осуществляется с помощью разных приемов: посредством подражания действиям взрослого; путем передачи внешних признаков поведения персонажа и особенностей его характера после словесного описания; посредством самостоятельной импровизации образа ребенком.
В игровой серии «Если бы я был режиссер» у детей формируются навыки совместных действий с педагогом по организации и разыгрыванию сюжета знакомой сказки, приемами троекратного повторения эпизодов, цельного построения композиции, появления персонажей, интонационной выразительности в передаче образа. Дети учатся разумно использовать пространство мини-сцены или экрана при показе сюжета.
Результатом деятельности детей в театральной студии явилось творчество детей, которое проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов, творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д.)
Процесс художественно-творческого развития дошкольников в условиях интегративного подхода выстраивается с опорой, как на творческую деятельность педагога, так и на необходимость создания художественно-развивающей среды.
Художественно-развивающая среда рассматривалась как художественно-эстетическое пространство, содержание которого определяется принципами построения развивающей среды жизни детей и взрослых в системе дошкольного учреждения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Стрелкова) и принципиальными походами Р. М. Чумичевой к организации предметно-развивающей среды художественно-эстетического характера [8].
Художественно-эстетическая среда представлена двумя мини-средами: культурно-познавательной и индивидуально-творческой.
Культурно-познавательная мини-среда представляет собой пространство, наполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, среда ориентирует ребенка в средствах выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук и т. д., отраженных в художественном образе.
Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, принимать образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).
Художественно-эстетическая среда выступает благоприятным полем для формирования эмоционально-личностного взаимодействия между детьми.
Следует отметить качественные изменения, произошедшие в деятельности и поведении детей: наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному; понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие, отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях; приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание их образного языка, развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности; усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
Результаты, полученные при выявлении динамики развития эмоционально-творческих проявлений детей, показывают, что с каждым годом дети все с большей легкостью, ярко и успешно выполняют предложенные им творческие задания, находя при этом нестандартные решения. Воспитанники стали активны, самостоятельны, инициативны в поиске содержания рисунков и рассказов, используют при этом разнообразные выразительные средства для создания художественных образов, что нашло отражение в их продуктивной деятельности. Творчество детей в театрализовано-игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как продуктивное (творческая интерпретация заданного сюжета или сочинение собственных сюжетов, исполнительское творчество (речевое, двигательное, пластическое) и оформительское (обстановка игры, декорации, костюмы)
Опыт работы по проблеме «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при взаимодействии музыки, изобразительного искусства и художественного слова» был представлен на городском МО музыкальных руководителей.