Анастасия Литвинова
Тематическое занятие для старших дошкольников «Два гения музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Два Гения Музыки»
Тематическое занятие для старших дошкольников.
Дети под музыку «Ноктюрна» Ф. Шопена входят в зал, украшенный в стиле 19 века – подсвечники, кресла, письменный стол с пером и бумагой. Ведущая в старинном наряде с веером в руках встречает детей. На столе портреты Ф. Шопена и Р. Шумана.
Публикация «Тематическое занятие для старших дошкольников „Два гения музыки“» размещена в разделах
Ведущая: Судари и сударыни! Я рада приветствовать вас в моей гостиной! Сегодня я пригласила вас, чтобы рассказать вам о двух потрясающих людях – музыкантах. Двести лет назад в разных странах появились на свет два мальчика: в Польше – Фредерик Шопен, а в Германии – Роберт Шуман.
Музыкальная одаренность маленького Фредерика проявилась очень рано. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, крохотный ребенок начинал горько плакать. Трехлетний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мать играла для воспитанников (а мама Фредерика была учительницей) веселые танцы. От этого времени дошел такой рассказ. Ночью родители внезапно услышали звуки рояля. Оказалось, что трехлетний Фричек (так его называли в семье, пробравшись потихоньку к инструменту, играл слышанную им накануне танцевальную мелодию. Опасаясь, что малыш простудится (раньше по ночам в доме становилось холодно, если никто не подбрасывал в печь дрова, мать взяла его на руки и понесла скорее в спальню. «Ах, мама, - сказал мальчик, - не сердись, я ведь играл это, чтобы тебя заменить, когда ты устанешь». Уже в 6-летнем возрасте мальчик начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с серьезным музыкантом-педагогом. А в восемь лет в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес - «Военного марша», исполнявшегося на военных парадах в Варшаве духовым оркестром и полонезов. Давайте послушаем один из полонезов, написанный Шопеном. Кстати, что такое полонез? (ответы детей – «Это танец-шествие»)
Звучит «Полонез» Ф. Шопена
Ведущая: А теперь я попрошу вас изобразить, как грациозно шествовали под полонез пары на балах того времени. Кавалеры пригласите барышень…
Повтор «Полонеза» и выход пар на паркет зала.
1. Колонна из пар двигается шагом полонеза по середине зала;
2. Пары поочередно расходятся в две стороны;
3. Две колонны напротив кланяются, приветствуют друг друга;
4. Пары кружатся, поклон, кавалеры провожают партнерш.
Ведущая: А в это время в Германии в семье книгоиздателя и писателя рос другой мальчик – Роберт Шуман. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять музыку для хора и оркестра. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. В юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще писателя или музыканта. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с упорством, но именно это и привело к беде: проводя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на длительное лечение, рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно решил стать композитором. Его музыка очень изобразительна. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес изобразительного и «портретного» жанров. Один из самых типичных циклов — «Карнавал», в котором пёстрой вереницей проходят сценки («Признание», «Прогулка», танцы (Благородный и Немецкий вальс, маски (Пьеро, Арлекин, Коломбина, музыкальные портреты скрипача Поганини и уже известного вам польского композитора Шопена. Сейчас мы с вами услышим две пьесы – «Пьеро» и «Бабочки» Прислушайтесь, какой он Пьеро? Что с ним происходит?
Слушание «Пьеро» из цикла «Карнавал» Р. Шумана
Ведущая: Сейчас наши мальчики превратятся в грустных Пьеро и будут двигаться, как им подсказывает музыка.
Танец-импровизация под «Пьеро» из цикла «Карнавал» Р. Шумана
Ведущая: А вот мимо пролетали бабочки, и композитор не устоял и тоже изобразил их. Прислушайтесь, какие у них движения – легкие, порывистые, стремительные! Сейчас наши девочки превратятся в прекрасных бабочек и исполнят нам танец легкокрылых красавиц.
Танец «Бабочки» из цикла «Карнавал» Р. Шумана
Ведущая: А еще Роберт Шуман написал цикл «Альбом для юношества», из которого вы хорошо знаете два произведения – это «Смелый наездник» и «Солдатский марш». А ну-ка, смельчаки, выходите, седлайте коней и мчитесь во весь дух!
Упражнение под пьесу «Смелый наездник» выполняют мальчики.
Ведущая: Ну, и смелые же у нас мальчики – настоящие гусары! А теперь наша гостиная закрывается, но перед расставанием давайте предадимся очаровательной музыке Шопена, который так недолго прожил, но оставил после себя прекрасную музыку! Эту музыку любили не только его современники (а мы с вами уже знаем, что Роберт Шуман очень высоко ценил польского композитора, но вот уже прошло двести лет, а музыка его вдохновляет, поражает, проникает и в наши с вами сердца.
Звучит «Вальс» Ф. Шопена. Дети исполняют танцевальную композицию.
Ведущая: На этом наш восхитительный вечер заканчивается. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Дети под «Полонез» Ф. Шопена уходят из зала.