Юлия Степанова
Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация развитие образно выразительных движений у старших дошкольников в музыкально- игровой деятельности
Раздел построен так, что по нему может работать воспитатель (а также музыкальный руководитель или другой педагог, который выбрал его по собственному желанию, сам любит двигаться, танцевать, играть (с перевоплощением в разных персонажей) и хочет научить этому детей. Раздел был замыслен и создан как целостная система; ее можно дополнять и расширять, руководствуясь принципами, на которых она основана, но из нее нельзя «вырывать» отдельные фрагменты и при этом ожидать результата, на который нацелен раздел и вся программа «Развитие» в целом.
Публикация «Консультация „Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкально - ритмические движения
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
К разделу «Выразительное движение» разработано полное методическое обеспечение. Упражнения, этюды, предлагаемые детям как учебные и творческие задания, не просто материал, который можно использовать на детских досугах и праздничных представлениях. Это действенный инструмент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зависит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развивает у ребенка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.
Работа по разделу нацелена на развитие у детей, с одной стороны, творческих способностей, а с другой — невербального (несловесного) общения. Обе цели достигаются путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания. Эта деятельность близка драматизации, театру; в перспективе она может привести к постановкам типа «пластической драмы», пантомимы, а также может стать необходимым компонентом актерской выразительности детей при исполнении спектаклей с текстами. Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной приро де: образы воображения ребенок строит действенно, «при посредстве собственного тела» (Л. С. Выготский).
Невербальное общение формируется как «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Развитие образно-пластического творчества идет на основе обучения языку выразительных движений — это принципиальное положение программы и главная цель занятий с детьми. Благодаря такому обучению они открывают для себя, что движения, жесты и то, как они исполняются, имеют свою смысловую содержательность: с их помощью — без слов — можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказывать» целые истории о разнообразных героях и всевозможных событиях. Осмысление ребенком движений, его стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивают у него артистичность, пластическую выразительность (исполнительское творчество, способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинительскому» творчеству).
Работа осуществляется в нескольких направлениях. Главные из них — развитие способности к образному перевоплощению и развитие образно-пластического взаимодействия. Вспомогательные направления — освоение действий с воображаемыми предметами, развитие умения свободно двигаться «всем телом» и другие.
Занятия по выразительному движению проводятся раз в неделю (для этого в общем расписании нужно выделить постоянное время). Освоенный на занятиях материал (отдельные жесты, способы выражения переживаний и отношений) закрепляется и используется в повседневной жизни: в играх, в общении с окружающими. По желанию детей можно повторять понравившиеся упражнения и игры в свободное время. Такая форма активизации освоенного на занятиях естественно вписывается в жизнь детей, если работу по данному разделу ведет воспитатель; педагогу, приходящему в ДОУ только на время занятий, использовать подобную форму, к сожалению, не удается.
Занятия идут по подгруппам — по 6—10 детей. Для занятий требуется достаточно большое свободное пространство — в групповой комнате или зале (желательно с ковровым покрытием).
Занятие, как правило, начинается с разминки, цель которой — разогреть мышцы, включить все тело в активное движение. В основной части занятия дети знакомятся с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении того или иного образа, при разыгрывании ситуаций с эмоционально-пластическим взаимодействием персонажей. Педагог строит подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному Поиску «решений» : подбору и придумыванию образных движений, отвечающих заданному смыслу; выстраиванию их в композиции; нахождению своеобразных приемов их выразительного исполнения.
В ходе освоения языка выразительных движений — главного средства воплощения образов и развития пластического творчества — педагог ак тивно использует слово: разъясняет приемы исполнения и семантику движений, задает вопросы, описывает воображаемые ситуации и пр. ; использует и художественное слово — фрагменты литературных произведений и устного народного творчества. Широко используется и музыка (записи специально подобранных фрагментов из классических произведений и обработки народных мелодий). В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на ее характер, соотнося с ним характер пластического образа. Это помогает углублению образного перевоплощения, активизации поиска выразительных движений, творческого процесса в целом.
Старшая группа
В старшей группе развитие творчества детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полученный ими в предыдущие два года. (Если работа по «Выразительному движению» начинается с детьми 4—5 лет, следует сначала освоить программу для младшей и средней групп и лишь после этого идти дальше.)
В парном образно-пластическом взаимодействии продолжается освоение способов передачи игрового конфликта — с удержанием «двойственной позиции» актера. Оно проходит на более сложном содержании, позволяющем разыгрывать более интересные, динамичные и развернутые сюжеты.
Такие разыгрывания требуют от ребенка умения понимать партнера (без слов, реагировать на его импровизационно-ролевые действия, не нарушая обшей сюжетной канвы и не уходя от собственной роли. Вот почему детям предлагаются задания, направленные на развитие взаимопонимания. Одна из разновидностей таких заданий — освоение приемов «сценической иллюзии», требующих от партнеров точного согласования движений. Например, «Бабка катает колобок» : дети не прикасаются друг к другу, но соотнесенность их действий создает впечатление, будто один из них действительно вращает на полу округлый предмет. Знакомство с подобными специфически сценическими приемами помогает развивать не только взаимопонимание, но и воображение, расширяет арсенал выразительных средств, которыми дети могут воспользоваться в собственном творчестве.
Новым в старшей группе становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персонажей в единой игровой ситуации. Этому уделяется особое внимание на протяжении всего года. Преимущественно детям предлагаются ситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий за ними наблюдает (для него взаимодействие с двумя другими участниками — не прямое). Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего присутствия и т. п. Кроме того, появление третьего персонажа может изме нить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке, сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка, а избежав опасности (забравшись на дерево, остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый материал для представления его образа — и во внешнем, двигательном, воплощении, и во внутреннем плане, т. е. воображении.
Это направление теснейшим образом связано со вторым главным направлением работы — развитием способности к образному перевоплощению.
Перевоплощение, или «вживание», в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, каково его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п. В связи с этим при пластическом воплощении образа используется детализация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.
Во-первых, осваиваются способы, передающие процесс «превращения» как видоизменение внешнего облика персонажа, промежуточного «перехода» из одного состояния в другое, например: цветы вырастают — увядают — оживают. Задание выстроено как целостная ситуация, в которой обыгрываются не только опорные состояния образа («выросли», «завяли», «ожили», но и их причины. Тем самым создаются условия, необходимые для того, чтобы дети могли прожить образ как единый непрерывный процесс трансформации. Однако, чтобы это произошло, от детей требуется наполнить схему развития образа деталями. Точнее говоря, имеет место взаимообусловленность: детализация образа помогает «прожить» его, а «проживание» активизирует фантазию к поиску, придумыванию новых деталей.
Другой вид заданий на детализацию — воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается передавать необычную пластику и необычные («волшебные») действия этих персонажей, искать конкретные детали, чтобы воплотить их в движении подробно и выразительно. Необычность этих персонажей дает простор для фантазии — придумывания разных вариантов воплощения их образов в движениях.
Этапы освоения способов образно-пластического взаимодействия и перевоплощения определяются последовательностью работы над отдельными эпизодами игрового сюжета. Сначала вдет работа над эпизодами сказки «Колобок», потом — над фрагментами большей части сюжета «Петя и волк», в конце года осваиваются игровые задания по «волшебной» тематике.
В творческих заданиях дети могут показывать фрагменты образно-пластической импровизации, более или менее выразительно исполнять уже освоенные эпизоды сказок.