Зоя Ивановна Синюкова
Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В этот период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, всестороннее представление об окружающем предметном мире. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время.
Методологический аппарат исследования.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук посредством дидактических игр игрушек у детей раннего возраста.
Предмет исследования: – игра как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Цель исследования - определить роль дидактической игры и игрушек в процессе развития мелкой моторики детей раннего возраста, разработать программу для развития мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек у детей раннего возраста и проверить ее эффективность.
Задачи исследования
1. Рассмотреть возрастные особенности детей раннего возраста.
2. Выявить влияние развития мелкой моторики на общее развитие детей раннего возраста.
3. Определить значение дидактических игр и игрушек в развитии мелкой моторики детей раннего возраста.
4. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики детей раннего возраста.
5. Разработать программу развития мелкой моторики детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
6. Проанализировать результаты программы развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Гипотеза исследования
Качество развития мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек будет более эффективным, если:
-создать развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики;
-использовать дидактические игры и игрушки в процессе занятий по развитию мелкой моторики;
-включить детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
- применять разнообразные активные формы, методы и приемы работы.
Методы исследования
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, эксперимент;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ ЦО №12 г. Тулы
Место осуществления образовательной деятельности по адресу: ул. М. Горького, 14 а
Выборка исследования - группа раннего возраста
(1-2 года, 17 воспитанников
Условия развития мелкой моторики:
- построение развивающего пространства;
- каждому возрасту своя игрушка;
- наличие комфортного места для каждого ребенка;
- учет «гендерного» воспитания и др.
ФГОС ДО предусматривает:
необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды группы, которая должна быть:
содержательно - насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Обучающая зона
Трансформация учебной зоны в игровую.
Констатирующий этап исследования. Цель – диагностировать исходный уровень развития мелкой моторики
Диаграммы построены на основе анализа упражнений – фонарики, сжимание и разжимание кулачков, сминание бумаги в кулачке. Результаты показывают низкий уровень развития мелкой моторики.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.