Татьяна Гиценко
Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течении все жизни. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервно, мышечной и костной системы. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития мелкой моторики, является одним из важных показателей готовности детей к обучению в школе.
Публикация «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания, мышление, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.
Работая с детьми младшего возраста мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабые запоминания цвета, формы, нарушения моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать у него ухудшается настроение. В школе отмечается, что первоклассники из-за недостаточного развития испытывают трудности в овладении навыков письма. Изучив научную и методическую литературу мы пришли к выводу, что развитие кистей рук связано с развитием мышления и речи ребенка.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использовали научные навыки в свое работе с детьми итальянский педагог Мария Монтесори. Значит, чтобы развивать ребенка и его мозг, нужно тренировать руки. Интеллект развивается параллельно с развитием руки. Понимая важность это проблемы, мы поставили перед собой цель. Развитие мелко моторики рук у детей, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, Приобретены игры и пособия для развития мелко моторики, многие сделаны своими руками. Сенсорно-дидактически стол является частью центра развивающих игр. Работу за столом осуществляем с небольшой группой детей и индивидуально.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом наблюдаем за правильностью выполнений при необходимости оказываю помощь. Повышаю интерес малышей, превратив их в занимательную игру.
Создали накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательно деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательно деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.
Значимое место в процессе сенсорного обучения и развития моторики рук занимают дидактические игры тренажеры, сделанные своими руками.
Любимая игра наших малыше (Сухо бассейн). Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку. Найденная игрушка доставляет огромную радость малышу. Использование такого пособия многофункционального, это и мозаика и предметы.
Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монте сори. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер-коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного размера. Задача ребенка- найти 2 контейнера с одинаковым звучанием. Такая игра по началу и мамам будет интересно.
Следующий вариант игра «Варежки», входе которой развиваем тактильные ощущения, умения выбрать предмет одно фактуры.
Одна из развивающих игр по системе Никитиных, игра «Сложи квадрат». Учим детей складывать квадрат из разноцветных фрагментов различно формы. Разноцветные бельевые прищепки это главный тренажер для развития мелко моторики, как они тесно связанны с речевой функцией. Многократное повторение движений дает отличную тренировку пальчикам рук.
Так как наша группа имеет название «Матрёшка», в центре сенсорики группы есть игра «Фартуки для матрёшки». Дети учатся выбирать предмет заданного цвета из двух предложенных.
Известно всем, что дети любят различные театрализованные представления. Театр перчаточных кукол приносит ребятам большое удовольствие, ведь при помощи них они могут изображать различные действия. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функции.
Проводим работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулки. Это конечно же игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке. Но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги и мир. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Как говорил К. Д. Ушинский: «Дитя устает не от сложности задания, а от скуки и однообразия».
Работая в системе мы постепенно добиваемся значительных результатов, у ребят пальчики становиться более ловкими, подвижными и гибкими. Речь развивается интенсивнее. И самое главное, у малышей развиваются положительные ощущения, уверенность в себе, своих возможностях, то ради чего всё это мы делаем!