Елена Аксиненко
Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности становления личности детей с речевыми нарушениями, проанализирована зависимость сформированность мелкой моторики рук и уровня речевого развития. Также приведены примеры игр на развитие моторики детей с речевыми нарушениями по теме «Дикие животные», приведены рекомендации по повышению эффективности коррекционной работы.
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Ключевые слова: дидактическая игра, мелкая моторика, речевые нарушения, коррекция.
Речь неразрывно связана с основными психическими процессами. Соответственно, помимо речевых нарушений у детей с различными речевыми патологиями можно наблюдать неустойчивое внимание, сниженную память, отставание в формировании логического мышления. Это, другими словами, вторичные дефекты, которые развиваются из-за нарушений речи. Их преодоление необходимо проводить одновременно с коррекцией речевых нарушений. И, поэтому дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук представляет собой одно из важнейших средств работы над речью ребенка для коррекции различных дефектов речи.
Дидактические игры является одним из основных средств формирования познавательных процессов, речи и мышления. Центральное значение игре в развитии ребенка придавал А. С. Макаренко: «У ребенка существует страсть к игре, и необходимо ее удовлетворять. Нужно не только предоставлять ему время для игры, но и пропитать такой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь должна быть игрой». Специфика дидактических игр заключается в том, что они разрабатываются взрослыми для обучения и воспитания детей всех возрастов. Но при этом, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в таких играх привлекает, в первую очередь, игровая ситуация, а играя, он неосознанно для себя решает дидактическую задачу.
На тему развития мелкой моторики детей как средства коррекции речевых патологий обращали внимание такие исследователи, как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, М. Н. Перова, В. Н. Аванесова и др. Однако проведенный анализ литературных источников показал, что в таких исследованиях в недостаточной степени изучена эффективность проведения дидактических игр для коррекции мелкой моторики и координации движений с целью преодоления речевых патологий.
Согласно теоретическим данным, богатый потенциал использования дидактических игр с целью коррекции мелкой моторики и нарушений детей с речевыми патологиями на сегодняшний день реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с тем, что педагоги образовательных учреждений в большей мере стремятся организовывать занятия общеразвивающей направленности, проводить упражнения с целью формирования речевых навыков, сокращая время для проведения дидактических игр в связи с недооценкой их коррекционных возможностей. Следовательно, проблема эффективности применения дидактических игр как способа коррекции мелкой моторики детей с речевыми патологиями приобретает особую актуальность.
Для детей с нарушениями речи характерно замедленное развитие локомоторных функций. Это подтверждается и некоторым отставанием в развитии двигательной сферы. У большей части детей двигательная недостаточность проявляется в форме плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении определенно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие сложности вызывает у детей необходимость выполнения движений по словесной инструкции и, в частности, серии двигательных актов. У таких детей наблюдается отставание от нормально развивающихся сверстников в верном воспроизведении двигательного задания по пространственно - временным критериям, нарушения последовательности элементов действия, пропуск его составных частей.
Например, у детей могут вызывать сложности движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с маленького расстояния, удары об пол с чередованием, прыжки на одной ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным представляется и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с речевыми патологиями также отмечаются особенности в развитии мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и. т. д.) .
Вышеприведенные отклонения в двигательной сфере в большей степени наблюдаются у детей с дизартрией, алалией, но также встречаются при ОНР и ФФН.
Согласно результатам исследований лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было определено, что уровень развития речи детей непосредственно зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных опытов и наблюдений детей дошкольного возраста была определена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук находится в соответствии с возрастными нормами, то и речевое развитие проходит значительно быстрее. В случае, когда развитие движений пальцев отстает, то отмечается задержка и речевого развития, что позволяет сделать вывод о тесной связи функций руки и речи.
Следовательно, в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в образовательных учреждениях необходимо уделять особое внимание развитию движений пальцев рук. Работу по формированию мелкой моторики у детей с нарушениями речи целесообразно проводить систематически - 3-5 минут каждый день. С данной целью могут быть использованы разнообразные дидактические игры и упражнения, которые способствуют коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.
Приведем несколько примеров таких дидактических игр на развитие мелкой моторики рук на тему «Дикие животные» :
1. Дидактическая игра «Накорми волка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Материал: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).
Ход занятия: Детям говорится, что Волк проголодался и нужно его покормить. Дети должны брать из баночки крупу и класть в отверстие рта фигурки животного. Данную игру целесообразно сопровождать различными потешками.
2. Дидактическая игра «Накорми животного»
Цель: развивать мелкую моторику кисти рук и пальцев.
Материал: косточки сухофруктов, фасоль красная, пуговицы разных размеров и форм, нарезанная на мелкие кубики губка для мытья посуды, 4 коробочки с изображениями диких животных.
Ход занятия: игра включает в себя контейнер с четырьмя вкладышами-баночками (с дикими животными, в каждой из которых находится бросовый или природный материал (его можно менять). Дети садятся за стол, достают из контейнера вкладыши, высыпают их содержимое в контейнер, оставляя себе вкладыши. Перемешивают содержимое и начинают разбирать по вкладышам. На первом этапе дети должны делать всё при помощи пальцев рук, далее предлагается выполнять те же манипуляции с помощью пинцета или кофейных ложечек.
С целью повышения эффективности работы по развитию ручной моторики детей с речевыми нарушениями необходимо следовать ряду предложенных рекомендаций :
• работа должна носить систематичный и постоянный характер;
• работа должна находиться в соответствии с уровнем общемоторного, психического развития ребенка;
• работа должна соответствовать возрастным требованиям;
• работа должна приносить ребенку радость.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что у детей с речевыми патологиями хотя и наблюдаются определенные проблемы с построением своей речи, но их можно ликвидировать при соблюдении предписанных логопедом мер и систематической работой над речевым развитием ребенка. Однако, помимо развития речи, таким детям необходимы для полноценного развития дополнительные занятия по развитию координации и мелкой моторики рук, что ускоряет процесс ликвидации диагностированного нарушения, в частности, средствами дидактических игр.
Список использованной литературы
1. Бартош Н. Т., Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб. : «Издательство «Детство – пресс», 2013. - 208 с.
2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. URL : https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
3. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М. : Книга по требованию, 2013.- 363 с.
4. Мартыненко Л. А. Постоева Л. Н. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. - М. : Речь, 2010.- 174 с.
5. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр. - М. : Каро, 2014
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : АСТ, 2010. - 32-43с.