Глухова Надежда Анатольевна
Развитие математических способностей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
Математика окружает нас повсюду. И математика — это не только счёт.
К математическим способностям относится :
Публикация «Развитие математических способностей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• Способность обобщения математического материала.
• Умение видеть общее у разных предметов.
• Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
• Пользоваться числами и знаками.
• Логическое мышление.
• Способность ребенка мыслить абстрактными структурами.
• Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
• Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
• Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
• Развитая математическая память.
• Способность использовать полученные знания в различных ситуациях.
• Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Сначала давайте разберемся, что должен знать и уметь ребенок к 7 годам?
Называть части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? Называть по порядку дни недели. Знать весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Какой предмет нужен, чтобы измерять вес? Различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (Правая, левая сторона, верх, низ и т. д.). Знать цифры от 0 до 10. Уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним. Уметь обозначать количество предметов с помощью цифр. Уметь сравнивать количество предметов в двух группах.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.
Какое же значение имеет игра? Игра – естественный способ развития ребенка. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Дидактические игры делятся на :
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Это такие игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Собери в корзину», «Покажи столько же» и др
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, частями суток, месяцами. «Неделька стройся», «Когда это бывает?», «Что вы делали?», «Что было раньше, что потом?» и др
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Например, игра «Найди игрушку», «Где чей домик?», «Близко или далеко?»
В четвертую группу входят такие игры как «Подбери по величине», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Какой формы?», «Почини коврик» и др.
Пятая группа-дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?" и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел.
Необходимо отметить, что регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.