Пчелинцева Наталия
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
(воспитатель Пчелинцева Н. С.)
(1 слайд)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.
(2 слайд)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как) взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- ребенок способен к принятию собственных решений.
(3 слайд)
Достижение целевых ориентиров дошкольного образования не может быть выполнено без освоения речевой культуры.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Для себя я отметила одну интересную технологию, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
(4 слайд)
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В России этот метод начал применяться с 1993 года.
Особенность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как технология развития образной речи, позволяющая быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом. Это соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
(5 слайд)
Основные правила составления синквейна:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами)
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, в которой заключена главная мысль, это может быть пословица, цитата или собственная формулировка.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.
(6 - 7 слайды) Схемы синквейна.
(8 слайд)
Например:
1. Ежик.
2. Колючий, серый.
3. Фыркает, сворачивается, спит.
4. В лесу живет маленький ежик.
5. Зверь (зверек).
Для того, чтобы составлять синквейн вовсе нет необходимости уметь читать. Составить синквейн получится даже у ребенка, ведь это похоже на игру.
Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. Кто, что? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
(9 слайд)
В чём же его эффективность и значимость?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Синквейн как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
(10 слайд)
Способы работы с синквейном
• Составление нового синквейна.
• Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
• Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.
• Составление синквейна – загадки.
(11 слайд)
Составление синквейна по картинке (пример):
1. Ель.
2. Душистая, чудесная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Я люблю зимнюю ель.
5. Новый год (или вечнозеленое дерево).
(12 слайд)
Составление короткого рассказа по готовому синквейну
1. Заяц.
2. Длинноухий, пушистый.
3. Скачет, прячется, боится.
4. Мне жалко бедного зайца.
5. Дикое животное.
В лесу живет длинноухий, пушистый зверек. Это заяц. Он ловко скачет и прыгает. Жизнь у зайца трудная. У него много врагов. Заяц боится волка и лису. Увидев их, заяц прячется или убегает. Мне жалко бедного зайца. Заяц - дикое животное, но ему трудно жить в лесу.
(13 слайд)
Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке
1. Мойдодыр.
2. Справедливый, строгий
3. Учит, улыбается, радуется
4. Я люблю сказку про Мойдодыра
5. Умывальник.
(14 слайд)
Составление синквейна - загадки
1. ___
2. Белоствольная, стройная.
3. Растет, стоит, радует.
4. Я любуюсь стройной ___
5. Дерево.
Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. В программе по развитию речи такая работа предусмотрена. Но детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные. Этому очень хорошо учит данная технология.
Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна
(15 слайд)
Практическая часть. Давайте составим синквейн о синквейне
Синквейн о синквейне.
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология
Синквейн - загадка о слове «жизнь»
(16 слайд)
Разгадайте синквейн – загадку.
1. Путь.
2. Так много хочется узнать за свою жизнь.
3. Учит, бежит, увлекает.
4. Многогранная, интересная
5. Жизнь
(17 слайд) Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых. Удачи в творчестве!