МААМ-картинки

Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки

Александра Бойкова
Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки.

Работая со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР, часто наблюдались определенные трудности у таких детей: в познавательной деятельности низкая активность, снижение любознательности; слабое формирование основ логического мышления : умения сравнивать, обобщать, классифицировать, моделировать, быстро думать и действовать.

Публикация «Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки» размещена в разделах

Анализируя различные формы работы с детьми, стала подбирать такие, которые бы способствовали развитию познавательных процессов, коммуникативных навыков, развитию восприятия информации, и в целом всех компонентов речи. Особый интерес вызвала игра в шашки.

Разработала дополнительную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности, рецензированной Савиной Ноной Валерьевной, гроссмейстером России по шашкам, тренером – преподавателем МАУ ДО «ДЮСШ «Рекорд» и начала работу кружка «Шашечка» с детьми с ТНР.

Планируя, работу с детьми старшего дошкольного возраста столкнулась с одной из главных трудностей: отсутствие методической литературы и практических пособий, именно для работы с детьми дошкольного возраста. Изначально ориентировалась на книги и материалы, адресованные обучению школьников, позже нашла учебное пособие «Шашки для детей» Виталия Кирилловича Погрибного, и В. Медведева.

Шашки – игра, уходящая своими корнями в глубокую древность. Имеет большую и знаменитую историю, но самое главное, игра в шашки может увлечь, а в процессе игры развивается логическое мышление, смекалка, вырабатывается умение мыслить абстрактно; воспитывается усидчивость, пространственное воображение; развивается способность действовать в уме. Шашки – это средство для умственного развития детей, шашки учат думать! Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает коммуникативное взаимодействие, а так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Шашки развивают ум. Для того чтобы хорошо думать, нужны такие важные свойства ума, как: умение считать; внимательность; воображение; память; умение быстро думать и быстро принимать решение; умение видеть скрытые возможности разных вещей и предметов. Если регулярно играть в шашки все эти полезные свойства ума развиваются одновременно.

Цель работы по программе: создание условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста у детей с ТНР, через обучение игре «Шашки».

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с теорией шашечной игры; научить технике игры в шашки;

Развивающие :

активизировать мыслительную деятельность дошкольников с ТНР : тренировать логическое и стратегическое мышление, развивать память и наблюдательность; умение ориентироваться на плоскости, расширять поле восприятия;

развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

воспитывать серьёзное отношение к шашкам как к полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; способствовать развитию настойчивости, целеустремленности, уверенности в себе и волю к победе; вырабатывать у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Структура занятия имеет свои логические особенности. Так для усиления развивающего эффекта были внесены упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

1. Интеллектуальная разминка (работа с таблицами Шульте, упражнение «Лабиринты», «Волшебные точки»).

Цель: развитие устойчивого внимания, предоставление возможности детям проявить сообразительность, смекалку, умение логически мыслить.

2. Основная часть.

Цель: ознакомление детей с теорией шашечной игры, обучение технике и закрепление навыков игры в шашки;

3. Зрительная гимнастика, физ. минутка;

Цель: повышение работоспособности, улучшение кровообращения и предупреждение нарушений зрения, быстрое восстановление работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

4. Спаринг (игра в парах)

Цель: наработка, проверка, совершенствование скоростных, психических и тактико-стратегических навыков ведения игры с одним или несколькими игроками.

5. Рефлексия

Цель: осмысление деятельности, выявления трудностей, планирование дальнейших способов.

Содержанием плана работы стали следующие блоки:

1. История возникновения шашечной игры

2. Шашечная доска

3. Шашечная нотация (обозначение игровых полей)-язык шашечной игры.

4. Обобщающие занятия

5. Игра «Чапаевцы»

6. Игра «Поддавки»

7. Игра «Уголки»

Блоки с 1-4 реализуются в первые два квартала, а блоки с 5-8 – в третий квартал.

Нельзя не упомянуть о сотрудничестве с родителями в работе по программе кружка «Шашечка» :

1. Помощь родителей в приобретении шашечных наборов

2. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём», наглядная информация (ширмы – передвижки) с описанием истории шашечной игры, правил игры; консультации для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашечную игру и её роль в развитии детей»

3. Участие в совместных мероприятиях.

Подводя итоги деятельности работы по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Шашечка» для детей с ТНР необходимо сказать о результатах. Данные педагогической диагностики познавательного развития свидетельствуют о повышении развития логического мышления, познавательных интересов, умения быстро думать и действовать, внимания, памяти у детей с ТНР, через игру шашки.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг. А игра в шашки для детей с ТНР, это еще процесс, направленный на формирование не только познавательных способностей, логического мышления, но предпосылок учебной деятельности, развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Литература:

1. В. К. Погрибной, В. В. Язюк «Шашки для детей» Ростов н/ Д: Феникс, 2008

2. В. Медведев. «Шашки для начальной школы» Ростов н/ Д: Феникс, 2016

3. А. И. Куличихин «История развития русских шашек», «ФИС», 1982

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки
Опубликовано: 3 июля 2022 в 17:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через организацию игры в шашки» (включая файлы) размещена пользователем Александра Бойкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД