Залия Шаяхметова
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством Тико-конструктора»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество требует для развития государства поколение людей мыслящих, творчески думающих, умеющих решать нестандартные задачи, действовать в нестандартных ситуациях, обладающих огромными интеллектуальными возможностями, выстраивающих перспективу своего пути. Поэтому необходимо уже с дошкольного возраста начинать формировать и развивать аналитический ум, логическое мышление.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством Тико-конструктора“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тико-конструктор
- Темочки
Мышление – это психический процесс, который позволяет человеку решать поставленную задачу. Результат мышления – мысль, выраженная в речи. Поэтому, процесс мышления и речь взаимосвязаны. Мышление позволяет нам получать знания, поэтому важно активно развивать данный процесс уже с детства.
Мышление развивается в три этапа :
• наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста и младшего дошкольного возраста.
• наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
• словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются : умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности, педагогические средства и должно быть непринужденным. Кроме того, развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
На мой взгляд, одним из наиболее интересных и актуальных средств, которое соответствует дошкольному возрасту, является непринужденным способом организации детей – конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
В процессе конструирования ребенок учиться видеть скрытые линии и части объекта, а также мысленно поворачивать, рассматривать с разных сторон, т. е. трансформировать его.
Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается еще и мелкая мелкая моторика, творческие способности.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).
Конструирование является актуальной деятельностью, т. к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, пространственные представления, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
В настоящее время в мире существует огромное количество конструкторов, широко используемых в практике работы ДОУ. Их можно классифицировать по разным параметрам:
• по материалу изготовления (деревянный, металлический, пластмассовый, магнитный, «мягкий»);
• по принципу соединения;
• по возрастным категориям;
• по характеристике «объёмности» моделей: двухмерные (плоские, трёхмерные (объёмные);
• по совместимости с конструкторами других производителей;
• по пригодности использования в качестве обучающего пособия.
Одной из новинок среди образовательных игрушек является Конструктор ТИКО. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора.
Использование современного ТИКО-конструктора, на мой взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами (плоскостными и объёмными, знакомить с основным спектром цветов, развивает творческие способности (фантазию, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, формирует умение следовать образцу. Яркость, красочность деталей конструктора способствует эстетическому восприятию.
Использование ТИКО-конструктора значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (т. е. учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Использование конструктора ТИКО в формировании логического мышления дошкольников играет большую роль. Использование данного конструктора способствует усвоению детьми понятий о геометрических фигурах (виды прямоугольников, многоугольников, треугольники). Развитию умений сравнивать, классифицировать фигуры по нескольким свойствам, анализировать, выделять «целое» и «части». Например: Найди лишнюю фигуру», «Сложи предмет», «Запомни расположение», «Найди отличия», «Подбери фигуру» и др.
Дети учатся конструировать в соответствии с технологической картой, считать и находить нужное количество геометрических фигур, ориентироваться в понятиях «справа», «слева», «по диагонали». Например, в процессе анализа готовой конструкции или ее схемы :
- какие геометрические фигуры использовали для постройки?
- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
Таким образом, можно говорить о том, что технология ТИКО - моделирования развивает в интеллектуальной сфере – оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к решению задач, внимание, память.