Елена Семенова
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Актуальность сенсорного развития детей
Заключается:
- в познании ребенком окружающего мира, с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира;
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- в развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, что в дальнейшем влияет на обучение ребенка в школе. А от того, как сложится для ребенка дошкольная и школьная жизнь зависит его социализация и интеграция в обществе.
Для себя выделила следующие цели и задачи:
Цель: создание условий для формирования сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с дидактическими играми.
Задачи:
- Создавать условия для обогащения и накопления чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;
- Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
- Обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов;
- Повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей в формировании сенсорной культуры детей раннего возраста.
В работе с детьми по сенсорному развитию остановилась на сенсорном развитии детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения, растения, животных.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В работе с детьми по сенсорному развитию остановилась на сенсорном
развитии детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения, растения, животных.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Помимо традиционных дидактических игр, мы с родителями своими руками изготовили разные дидактические игры и пособия из бросового материала, которые способствуют обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
Работа с родителями:
Вся работа по сенсорному воспитанию строилась в тесном сотрудничестве с родителями. С родителями провела родительское собрание в нетрадиционной форме «Папа, мама, я – творческая семья», на котором мы из разноцветного теста лепили ёлочки большие и маленькие, украшали разноцветными шарами, предложила родителям картотеку игр по сенсорному воспитанию, а также провела игру совместно с родителями и детьми «Цветное геометрическое лото».
Результатами моего педагогического творчества, в этом направлении, стало создание полифункционального авторского пособия фетровая «Книга – чудес».
Почему фетр? Наши дети вдохновляют нас на творчество, придумывая и изобретая что-то новое. Всегда во все времена ценились вещи сделанные своими руками. Сейчас игрушки и поделки из фетра пользуются большой популярностью среди педагогов, мам и их малышей. Почему я выбрала именно фетр, для изготовления данного пособия? Наверное, потому, что с этим материалом легко работать. Он отличается мягкостью, теплотой, что тоже немаловажно для тактильного восприятия детей.
Игра: «Веселый ёжик», «Найди зайчат».
Использование фетра в изготовлении различного рода поделок и пособий имеет много плюсов. Фетр имеет широкую цветовую гамму, разный размер (продается в листах и рулонах, разную толщину, не имеет лицевой и изнаночной стороны, легко пришивается и приклеивается и его не нужно подшивать и подгибать, т. к. края его не осыпаются.
Игра: «Соберем яблоки» (счет до 5)
Сделанные своими руками игрушки - приятнее и интереснее для детей, т. к. позволяют реализовать разнообразные идеи, использовать большее количество развивающих элементов, которые собраны в одной книге, а так же дополняться новыми элементами.
Игры: «Уточка плавает»,
«Бабочка летает», «Посчитаем лучики»
Ценность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе, а так же может дать родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДОУ и в семье.
Игра: «Подбери по цвету» (на липучках)
Фетровая книга- это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Пособие может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми ОВЗ. Вариации упражнений не имеют предела. Страницы книги можно разъединять и в процессе могут участвовать несколько детей.
Игра: «Соберем ягодки - посадим ягодки» (пуговки)
С помощью «Книги-Чудес» мы решаем следующие задачи:
• Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуального развития на основе практических действий, развития творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.
• Развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти, воображения, любознательности, творческой активности, формирование мелкой моторики и умелости рук;
• Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве);
• Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие способности к сочинительству, развитие связной речи и ЗКР;
• Развитие восприятия : зрительного, слухового, тактильно-двигательного;
• Закрепление эмоциональных состояний;
• Воспитание коммуникативных навыков.
Игра: "Часть и целое" (на липучках)
Результат использования пособия «Книга - чудес» :
• У детей повысилась мотивация к самостоятельной и экспериментальной деятельности;
• Благодаря пособию создан положительный эмоциональный фон у воспитанников;
• Активизированы когнитивные процессы (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• Пособие способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, пространственных представлений; запоминанию цвета, размера, форм, развитию речи, счета. Дети научились из частей собирать целое; улучшилась координация движений рук, глазомера, повысилась усидчивость;
• Познакомились и стали применять правила бережного отношения к книге;
• Научились фантазировать, придумывать сюжет игры;
• Благодаря фетровой книжке у ребят проявляется уверенность в своих силах.
• Опыт работы свидетельствует : многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.
Игра: «Веселая радуга» (изучаем цвета)
Результаты работы
Уровень сенсорного развития детей повысился. Дети проявляют интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Перспективы:
Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию сенсорных способностей.