Лариса Маркова
Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развиваю интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Дети всегда являются полноценными участниками: они горячо обсуждают возможные варианты решения заданий. В процессе таких заданий дети овладевают основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее известное пособие - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Для детей предлагаются игры на деление на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками, и палочками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. Для занятий с блоками Дьенеша и палочками можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов.
Все игры - задания я разделила на несколько групп:
1. Репродуктивные.
Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.
Названия игр: «Назови предмет одним словом», «Съедобное - несъедобное», «Рыбы – птицы - звери».
2. Тренировочные.
Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.
Названия игр: «Назови предмет в ряду», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».
3. Творческие.
Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.
Названия игр: «Игры с обручами», «Вычислительная машина».
4. Частично - поисковые.
Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска решения.
Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки».
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического материала Кюизенера позволила мне разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной для детей форме.
Задачи, которые решались с помощью цветных палочек Кюизинера:
1. Знакомство с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
2. Знакомство с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов).
3. Знакомство детей с последовательностью чисел натурального ряда.
4. Освоение прямого и обратного счёта.
5. Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
6. Обучение деления целое на части и измерению объемов.
7. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.