Надежда Потапова
Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание № 2.
Тема «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений».
Время проведения: февраль 2019г.
Цель: познакомить родителей группы как можно развивать логическое мышление с помощью игр. Дать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх, представление о разнообразии логических игр; дать рекомендации родителям по использованию игр в домашних условиях.
Публикация «Родительское собрание на тему „Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
План проведения:
1 часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений».
1. Открытие собрания (логическая разминка, игры «Логический поезд», «Четвёртый лишний»).
2. Педагогический всеобуч.
3. Путешествие по выставке игр и игрушек (выставка игр и игрушек, которые находятся в группе).
4. Практикум «Обучение родителей правилам организации игр».
5. Домашнее задание.
2 часть собрания «Организационная».
1. Благодарность за участие в мероприятиях.
2. Разное.
3 часть собрания «Подведение итогов собрания. Принятие решения».
Подготовительный этап.
1. Приготовить для родителей приглашение с указанием темы собрания.
2. Подобрать книги и игры по теме собрания.
3. Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.
4. Презентация.
Организационный этап.
1. На столе размещены цветы разного цвета рубашкой вниз.
2. Оформлена выставка игр и игрушек.
3. Подготовлен реквизит для игр.
1 часть.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас снова! Согласитесь, сознание, разум, мышление – наиболее загадочные сферы
жизнедеятельности человека. Где находятся мысли, и как функционирует мышление?
Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?
Он зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал.
Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.
Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление?
Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.
Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.
Логическое мышление – это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.
Следует сказать, что логика – это рассуждение. В частности, логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое, мышление, что для этого нужно?
Очень часто родители спрашивают нас, педагогов: «как заниматься с ребенком?», «В какие игры играть, чтобы развивать ребенка?», «Как развивать ребенка, если он не хочет со мной заниматься?».
Самый главный помощник родителей в этой ситуации – логические и математические игры, т. к. для дошкольников ведущим видом деятельности является игра.
Вам не нужно тратить время на занудные попытки объяснить ребенку, что между теми или иными событиями есть связь по такой-то причине, а между другими – нет.
Лучше всего научить детей самым простым играм, в которые можно играть практически в любом месте и в любое время суток. Вы сможете играть в эти игры в машине и на улице, дома и в парке.
Конечно, можно также использовать компьютерные логические детские игры, но специалисты все же рекомендуют развивать логическое мышление ребенка при помощи его вербальных игр с родителями.
Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.
Мы хотим познакомить вас с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.
А сейчас дорогие родители предлагаем Вам взять свой цветок, перевернуть его и объединиться в команду согласно своему смайлику.
Задание первое. Придумайте название команды и девиз. Выберите капитана команды. Представьте свою команду.
Разминка. Прежде чем начать нашу игру предлагаем немножко размяться. Мы будем называть фразу, а вы по очереди должны назвать эту фразу одним словом.
Мелкий дождь - (дождик)
Остаться на ночь - (заночевать)
Маленькая собака - (щенок)
Капля дождя - (дождинка)
Время, когда встаёт солнце - (восход)
Человек, который лечит людей - (врач)
Кусочек льда - (льдинка)
Человек, читающий книгу - (читатель)
Человек с бородой - (бородач)
Человек, который копает землю - (землекоп)
В: А сейчас мы предлагаем всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть. Вы согласны?
Игра «Логический поезд».
В: В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. Посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнюю картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие.
Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)
Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на еле. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка
В: Молодцы! Поезд к отправке готов. (Звучит музыка.)
Первая игра, в которую можно играть даже с самыми маленькими детьми,
называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение.
Другая игра чем-то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вы
загадываете что-нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Разумеется, не стоит загадывать слишком сложные для восприятия вещи, лучше всего брать примеры из окружающей нас действительности.
Игра «Загадки и отгадки».
А сейчас отправимся на станцию «Отгадай - ка».
Здесь каждая команда составит загадку (по методике ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения) и загадает всем участникам игры.
А загадки будем составлять так - каждая команда возьмёт картинку, внимательно рассмотрит объект, назовёт, какой он и сравнит, что такое же бывает? Например:
- Все молодцы, придуманные загадки интересные, не похожи друг на друга, они всем очень понравились.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка :
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
«Что лишнее?» Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления - умение анализировать и обобщать. На экране родители находят лишний рисунок и объясняют, почему он лишний.
В: Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются во многих книгах для подготовки детей к школе. Вы можете просто предлагать ребёнку определять лишнее слово на слух. Например: «Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, берёза». Этот вариант значительно труднее, т. к. для дошкольников естественно опираться на наглядный материал. При объяснении того, что здесь лишнее, ребёнок должен выделять существенные признаки.
Следующая станция «Реши задачу».
Очень полезно и занимательно решать логические задачи.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Логические игры.
«Назови одним словом»
Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.
«Классификация»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
«Сравнение предметов» (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы:
"Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Задание третье «Рассуждалки» Наши дети приготовили для Вас загадки (пирожное, компьютер, отдых, динозавр).
Представленные игры - это лишь малая часть из существующего
разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».
Не забывайте о классике логических игр : крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.
3. Заключительная часть:
В: Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций. Дети очень любят, когда с ними играют взрослые.
Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
В завершении нам хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.
А сейчас, запишите домашнее задание!
Предлагаем ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко».
Цель - расширить словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение.
Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т. д., «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж., «тяжелые» (гиря, штанга., «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко.) и т. п.
Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей.
Мы на маленьких листочках бумаги записывать каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все листочки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить разнообразные игры.
Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Вариант 2. Можно организовать игру и по - другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети, который правильно называет слово, получает фишку.
На следующей нашей встрече мы вместе будем играть в игру «Я дарю тебе словечко».
Задание № 2. Записать придуманную загадку (родители, а ребята нарисуют к ней иллюстрацию и будет у нас свой журнал с загадками.
Релаксация:
Воспитатель: - Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание, обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик). После, придя домой, поиграйте с ребенком, покажите свое творчество и скажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
«Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать»
Спасибо за внимание!