Елена Холева
Развитие логического мышления, любознательности и познавательной мотивации посредством ФЭМП (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления, любознательности и познавательной мотивации посредством ФЭМП
(из опыта работы)
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить.
Публикация «Развитие логического мышления, любознательности и познавательной мотивации посредством ФЭМП (из опыта работы)» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в
своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а
следовательно, предсказуем для человека.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию,
мышлению, памяти.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Дошкольники же не знают, что математика трудная
дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из
наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес
к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и
легче усваивать школьную программу.
В соответствии с современными тенденциями развития образования опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Поэтому целью моей работы стало развитие логического мышления, любознательности и познавательной мотивации посредством ФЭМП.
Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу,
что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.
Задачи:
1. Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
2. Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.
3. Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
4. Обучение детей планированию своих действий, проявляя при этом творчество.
5. Формирование у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, умений контроля и самооценки.
В своей работе я использую следующие методы и приё мы:
Игровые методы:
1. вхождение в воображаемую ситуацию;
2. выполнение практических действий по получению необходимой информации.
Диалогические методы :
беседа; проблемные вопросы; формулировка выводов.
Методы обучения:
показ способа действия; проблемная ситуация; упражнения.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
Доступность - соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
Повторяемость - закрепление и усложнение одной и той же игры;
Актуальность дидактического материала - актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. Собственно помогает детям
воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении
верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность - позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в
единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели
доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные;
Соревновательность - создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой;
Элемент новизны - внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность
проявления творчества, изменение правил.
В работе с детьми каждый педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Поэтому в организованной образовательной деятельности большой интерес вызывают занятия: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, занятия с использованием ИКТ и др.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача воспитателя развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду ребенка, которая должна быть:
* содержательно – насыщенной,
* трансформируемой;
* полифункциональной;
* вариативной;
* безопасной;
* доступной.
В группе, в которой я работаю, оформлена математическая стена, где есть уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления.
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логические блоки Дьенеша ( данный материал универсален: его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности;
игровой набор «Дары Фребеля» (Данные игры, можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, каждая игра способствует решению задач из других образовательных областей, формирую универсальные качества ребенка, способствуя развитию восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; развитию познавательно — исследовательской деятельности, расширению кругозора, развитию элементарных математических представлений. Это такие игры как: «Запоминай, не зевай!», «Ее величество точка», «Капризная принцесса», «Волшебный мешочек», «Туристический автобус», «Одного поля ягода», «Большая стирка».
загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы с математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном).
игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик», кубики «Сложи узор»; (Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач).
дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Матрешки», «Подбери фигуру», «12 месяцев», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».
настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»).
В современном быстро текущем мире, маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребенка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени. … То есть надо найти что-то новое, а как в народе говорится: «Новое – это хорошо забытое старое». Игры из серии «Мировые головоломки» имеют тысячелетнюю историю. Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Еще есть Монгольская, Вьетнамская игры-головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить свое творчество. Игры-головоломки требуют усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
В своей работе чаще всего использую головоломку «Колумбово яйцо».
Суть игры — конструирование на плоскости различных силуэтов,
напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта,
транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Наблюдая за своими детьми, заметила, что они очень любят раскрашивать, и подумала, что можно попробовать объединить увлечение
раскрасками с математикой. Так в нашу практику вошли «умные» раскраски
Детям любого возраста интересно заниматься с набором «Дары Фребеля». Основной принцип Ф. Фребеля - Жизнь для детей. Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фребеля уже много лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад. Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек.
Еще одно игровое пособие - Математический планшет. Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления : не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить слуховые диктанты. Задать ребенку координаты, а он по ним создает изображение.
Результативность педагогического опыта
Опыт показывает, что развитие логического мышления, любознательности и познавательной мотивации посредством ФЭМП дает большой заряд положительных эмоций, помогает детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у
малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Организованная работа по развитию математических способностей
дошкольников в соответствии с современными требованиями способствовует
повышению уровня развития математических способностей детей:
• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели;
• умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации
В результате проведенной работы дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.