пенчукова анна петровна
Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ старшего дошкольного возраста ПОД ВЛИЯНИЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: Перед современной школой стоит задача формировать разностороннюю, соответствующую требованиям времени личность младшего школьника, учитывая его физиологические и психические особенности. Одним из факторов развития личности является нравственное воспитание. В работе представлены результаты экспериментального исследования по изучению возможностей нравственного воспитания в развитии личности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Младший школьный возраст - время активного развития личности ребенка. В этот период активно формируются мотивы поведения, интересы, появляются убеждения, проявляются способности, которые надо развивать, демонстрируются черты характера через поведение [3]. Значимое место в развитии личности занимает нравственное воспитание. Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика. Оно предполагает сознательную, преднамеренную, нравственно ориентированную деятельность педагога, специальные его усилия и работу по эффективному использованию в этом процессе всех возможностей обучения [1].
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение возможностей нравственного воспитания в развитии личности. В качестве респондентов выступили дети старшего дошкольного возраста. На начальном этапе нами был выявлен уровень развития личности дошкольников. С этой целью были диагностированы такие стороны личности младших школьников, как мотивация к учению, развитие умственных способностей, нравственная воспитанность. Были использованы следующие методики:
1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. Цель: выявление уровня мотивации младших школьников к учению.
2. Методика «Развитие логических операций» Э. Ф. Замбацявичене. Цель: выявление уровня умственного развития младших школьников.
3. Методики «Беседа» Г. М. Фригман, Т. А. Пушкиной, И. А. Каплунович. Цель: выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников [4].
Результаты трех проведенных методик показали, уровень развития личности дошкольников низкий.
Нами была апробирована программа нравственного воспитания по развитию личности под названием «Азбука открытий». Целью программы стала организация образовательной среды, направленной на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного младшего школьника, компетентного гражданина России.
Принципы, лежащие в основе программы:
1) принцип следования нравственному примеру;
2) принцип народности;
3) принцип индивидуально-личностного развития;
4) принцип интегративности;
5) принцип социальной востребованности воспитания;
6) принцип вариативности социального воспитания [1].
«Азбука открытий» включила в себя следующие страницы:
1. Страница Юного Гражданина «Мое Отечество».
2. Страница Добра «Жизнь дана на добрые дела». Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Разноцветная Страница «Город Мастеров».
4. Зеленая Страница «Этот удивительный мир».
5. Прекрасная Страница «Учимся видеть и слышать прекрасное».
6. Родительская Страница «Семья и школа».
Нами были использованы следующие виды и формы организации деятельности:
1) тематические беседы ;
2) проекты;
3) чтение книг, произведений нравственной тематики, работа с фольклором;
4) проблемно-ценностное общение;
5) туристско-краеведческая деятельность (экскурсии);
6) творческая деятельность (конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, журналы, газета);
7) досуговое общение [1].
Нами был повторно выявлен уровень развития личности. С этой целью были диагностированы те же стороны личности младших школьников и использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты методик показали, что уровень развития личности младших школьников стал выше. Такие результаты позволили говорить о положительной динамике в развитии личности младших школьников.
Таким образом, нравственное воспитание оказывает положительное влияние на развитие личности младших школьников. Нравственное воспитание должно быть целенаправленным, планомерным, систематическим, основанным на специальных принципах, формах и видах деятельности.
Список литературы.
1. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2016. - №6. - С. 54-58.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Проспект, 2012. - 41 с.
3. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. – М. : Междунар. пед. акад., 2010. – 366 с.
4. Филонов, Г. Н. Формирование личности : проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г. Н. Филонов. - М. : Педагогика, 2003. - 198 с.
5. Шилова, М. И. Проблема ценностей и цели воспитания / М. И. Шилова // Классный руководитель. - 2010. - №3. - С. 23-29.