Ольга Романова
Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека. Сложно представить, под влиянием какого количества различных факторов происходит развитие человека, каким образом формируются его нравственные убеждения.
Раннее и дошкольное детство – начало воспитания нравственных чувств ребенка, формирования его отношения к социуму и становления особенностей поведения. При воспитании нравственных качеств у детей важно опираться на особенности их морально-нравственного развития, а также брать за основу психологические закономерности определенного возрастного периода.
Публикация «Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Нравственное воспитание реализуется посредством определенных методов. Методы нравственного воспитания – способы воздействия взрослого на ребенка, применимые в зависимости от целей и задач нравственного воспитания, при помощи которых собственно и происходит формирование личности [2].
Методы нравственного воспитания проходят процессы отбора, оценки, они соответствуют определенным требованиям. Кроме соответствия целям и задачам воспитания, методы должны быть гуманны и реальны. Взрослый должен осуществлять преимущественно практическую направленность метода в воспитании детей. По мнению А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, нравственное воспитание является целостным процессом формирования и дальнейшего развития нравственной личности дошкольника. Следовательно, для достижения эффективного результата в развитии нравственности у дошкольников, педагогу необходимо иметь навыки в комплексном применении методов нравственного воспитания [2].
Методы нравственного воспитания принято разделять на группы:
1. Методы, характеризующиеся созданием у детей практического опыта поведения в социуме:
• метод приучения ребенка к моделям поведения человека, формирование привычки действовать в соответствии с этическими нормами. Приучение осуществляется благодаря упражнению, где мотив поступка сводится к зависимости от влияния чувств. Регулярное приучение – мотивация для совершения положительных поступков. Наиболее действенным метод приучения является лишь в том случае, если он совмещен с образцом действий взрослого или других детей;
• наблюдение воспитанниками : отслеживание и оценка действий других людей также формирует будущие особенности поведения детей;
• показ действия, организация деятельности носят, безусловно, положительный характер. К примеру, коллективно творческие дела и общественно полезный труд помогают сформировать у ребенка навыки самоорганизации. Педагог предлагает детям самим обдумывать методы и способы действий, их последовательность, создавать некое разделение труда и распределение обязанностей. Следовательно, в процессе трудовой деятельности реализуются задачи, которые ориентированы на формирование самостоятельности и решительности;
• игра является действенным методом нравственного воспитания дошкольников, делает общение детей с другими людьми более простым и доступным. В игре ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать цели и средства для принятия какого-либо решения. Правила, как важнейший компонент игры, содержат в себе воспитательные черты – они приучают детей к дисциплинированности, помогают быть организованными. Содержание игры формирует нравственные представления, открывает в детях новые чувства [1, с. 15].
2. Особенностью второй группы является формирование нравственных представлений, суждений и оценок. В эту группу можно отнести тематические беседы (на нравственные темы, изучение художественных произведений, просмотр фильмов, телепередач.
Обозначенные методы взаимосвязаны друг с другом. Первая группа – это основа для формирования моральных представлений детей дошкольного возраста, вторая же обогащает и определяет действия ребенка, его отношение к обществу, то есть является продолжением первой.
Главной особенностью использования методов нравственного воспитания дошкольников являются условия их реализации. Детям не должны сообщаться известные ценности, правила, нормы поведения, а следует создавать условия, чтобы дети могли сделать нравственный выбор самостоятельно.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – важнейший период формирования личности. Важно, чтобы родители и педагоги уделяли большое внимание нравственной стороне развития ребенка. Для полноценного развития нравственности у дошкольников необходим комплекс организованных мероприятий в ДОО, положительный пример родителей и благоприятная эмоциональная атмосфера в семье.